Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 18 апреля 2024 г 14:27

Статьи

17 Июл 2014 13:02
Просмотров:
Автор: Священник Александр Насибулин

Афониада

Говорят, что умереть на святой горе Афон – большое счастье. Нас Господь такой благодати не сподобил, и мы - живые и здоровые - вернулись домой, хотя частичка каждого из нас осталась там.

Путешествие на Афон – это как побывать одной ногой во Царствии Небесном, правда, с обратным билетом в наш грешный мир. Именно с таким чувством и садились мы в самолет, как будто жизнь приостанавливается: записочки собрали, с родными попрощались - и вперед, в мир иной. Такой радости сподобляются не все: говорят, кто-то еще не готов, и поэтому теряет паспорт или демантирион (визу на Афон) не выдают; кому-то нужно приехать позже – это Пресвятая Богородица так заботливо направляет людей в своем уделе.

Вот и человек, благодаря которому мы отправились в это духовное приключение, не смог поехать с нами. Прихожанин и друг нашего храма Олег Сария еще в феврале предложил отцу Димитрию собрать группу от нашего храма и за свой счет отправить паломников на Афон. Так наши батюшки отец Димитрий, диакон Александр и ваш покорный слуга, вместе с алтарниками Дмитрием Ефимовым, Иваном Мыздриковым и братьями Галкиными Сережей и Вовой отправились в действительно незабываемое путешествие, в воспоминания о котором мы вас и приглашаем.

Еще на материке (в Греции) мы поняли, что оказались в особенном месте. Утром по приезде нам предложили погулять по Фессалоникам, и мы сразу попали в гости к св.Димитрию Солунскому – храм в его честь находился напротив нашей остановки. Греческие храмы будто погружают тебя в иной мир – все, как у нас, но немного иначе. Тихий проникновенный голос священника, прекрасные византийские распевы, невероятное убранство, во всем храме стоят стулья – стасидии (чтобы сидеть в положенные моменты службы), низенькие Царские врата, чтобы больше ощущать единство священника и прихожан в молитве, и энергичные греки. В храме мы приложились к мощам св. Димитрия Солунского. Хотелось остаться здесь навсегда – так хорошо тут было. Мы еще и не знали, что ждало нас впереди.

Гуляя по городу, наткнулись еще на один огромный храм в византийском стиле. Здесь покоятся мощи св. Григория Паламы. Мощи у греков хранятся не частичками, а целиком, и часть мощей видна под стеклом – невероятно! Нетварные Божественные энергии будто пронизали нас с ног до головы, и молитва, молитва, молитва…

Очень интересно прикоснуться к этой греческой (более древней, нежели наша) традиции. Как интересно все устроено и как много жизни в привычных вещах. Подчас мы приходим в храм и надеваем маску благочестия, потом выходим из храма и опять превращаемся в грубиянов, пьяниц и прочая. Здесь же человек приходит на богослужение таким, какой он есть, чтобы через Христа преобразить свою личность, выйти из храма другим человеком. Во всяком случае, нам так показалось.

И сама культура пропитана православным духом. Например, накануне нашего приезда весь город отдыхал, потому что люди праздновали день Святого Духа!

Нельзя не упомянуть одного иеромонаха – отца Паисия, с которым мы встретились в аэропорту и все путешествие пробыли вместе; стали друзьями и немало друг другу помогли за время путешествия. Вот такие чудесные встречи происходят по пути на Святую Гору. Но о нем позже.

Итак, вернемся к маршруту. В этот же день (вот как выгодно вставать в 5 утра) мы попали в женский монастырь, в котором похоронен монах Паисий Святогорец. Старец Паисий сам завещал похоронить себя здесь, очень любил этот монастырь и часто бывал в нем. Могилка небольшая, скромная и какая-то светлая - как и он сам, наверно. В этом году исполняется 20 лет со дня кончины (в июле) монаха Паисия. И готовится, по слухам, его канонизация как раз на это время. Нам удалось послужить здесь литию, возможно, в последний раз перед канонизацией, однако было чувство, что он уже сейчас молится о нас на небесах.

Остановились мы в Уранополисе – городке-перевалочном пункте для всех паломников. Здесь на каждом шагу можно встретить батюшку, а еще можно купить все необходимое для поездки на Афон (там это сделать будет уже проблематично). Например, посох для подъема на гору, чтобы отгонять им змей (которых много в горах), лисиц и, конечно, диких кабанов – опасный путь, но с нами Бог и… посох, а еще огромный рюкзак за плечами.

На следующий день пару часов на пароме - и мы ступили на благословенную землю. Первый наш пункт назначения – монастырь св. Пантелеимона – русский. Здесь невероятная красота и благодатная молитвенная тишина.  Удивительные монахи ходят вокруг: молятся, трудятся, кушают.  Вроде бы - живут, но, кажется, что уже парят над землей и смотрят сквозь тебя. Центральное место в каждом монастыре – это, конечно, храм. Первым делом идем именно сюда, прикладываемся ко многим мощам: свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, апостолов,  свт. Николая. Столько благодати – не успеваешь переваривать. Молитва льется сама собой.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят, и мы вовлекались в жизнь братии, становились одним целым с этими радостными подвижниками, пусть и всего на денек. В 17.00 вечерня, затем трапеза. Ах, какие здесь трапезы! Монахи все готовят сами с молитвой из своих же продуктов. Трапеза считается продолжением богослужения: здесь читают жития святых, поучения, и игумен порой говорит небольшие наставления. Здесь все вместе, как одна семья. А в 4 утра уже подъем на молитву.

По пути на Афон мы увидели вдалеке вершину горы. 2033 метра над уровнем моря, невероятно высокая! В программе нашего маршрута восхождение на нее – это пик нашего путешествия. Теперь вершина смотрит на нас с вызовом каждый день. Дойдем ли…  Наш гид Владимир подбадривает: «С Божьей помощью обязательно дойдем!»

Из Пантелеимонова монастыря в тот же день мы отправились в Ксенофонт – ни много ни мало полтора часа пути. Такие походы здесь - не просто так, а духовный спорт. Это очень чувствуется: идешь в монастырь к Богу, молишься, воздеваешь руки к небу, благодаришь, начинаешь больше ценить каждое мгновение жизни. Вообще монахи очень неторопливы, и жизнь тут тихая, размеренная - куда торопиться, если впереди Вечность?

В монастыре святого Пантелеимона по возвращении мы помолились в небольшом храме – костнице. Слева и справа здесь находятся черепа тех людей, чьи останки истлели после погребения (это считается признаком святой жизни человека). В этом храме иногда служится Божественная Литургия. Хотелось бы побывать на таком богослужении, но Господь не сподобил.

Вообще на Афоне очень чувствуешь, как тебя направляет Пресвятая Богородица: в походе, во встречах, в словах и молитве, даже в покупке подарков для родных и близких  Дивно!

Довольно было бы и этих двух дней здесь - настолько благодатно! Но впереди нас ждали новые вершины. Вообще лейтмотивом паломничества на святую гору Афон является восхождение: в храмы, в соседние монастыри, в трапезную – везде нужно преодолевать пути и вершины, и невольно задумываешься  о вершинах духовных.

Следующий пункт - Ватопедский греческий монастырь – удивительное место! Здесь самая многочисленная братия на всем Афоне и невероятные богослужения - настоящий праздник Духа. Пение местных монахов уносит тебя далеко-далеко от земли. Игумен этого монастыря отец Ефрем - необыкновенный человек, из его глаз идет свет! Нам удалось пообщаться с ним немного после трапезы, рассказать о себе, о нашем храме, взять благословение.

Ватопедский монастырь хранит множество благодатных святынь: пояс Пресвятой Богородицы, частица Креста Господня, глава Иоанна Златоуста (на которой сохранилось ухо, потому что по преданию на это ухо шептал апостол Павел толкование своих посланий), глава Григория Богослова. В монастыре хранится еще около двухсот святынь. Монахи живут и питаются от этой благодати. Получается, что почти на каждом богослужении имеются мощи того святого, который празднуется в этот день. Хочется устроить здесь семь кущей (как ученики на Преображение), но нам нужно двигаться дальше.

Мы старались причащаться на каждой Литургии, на которой бывали, и это еще больше сплачивало нашу команду. Мы уже почти как одна семья. 

В воздухе витают рассказы об афонских чудесах, святых и знамениях. Их тут было очень много, особенно тех, что связаны с Пресвятой Богородицей. Поистине, там, где Бог, можно и горы передвигать!

По пути в следующий монастырь – Великую Лавру святого Афанасия - мы остановились у старца Гавриила, который жил некогда рядом со старцем Паисием, общался с ним. Идти нужно было далеко (еще одна тренировка перед восхождением), а главное -  страшно, ведь  старец ведь видит тебя насквозь. Здесь в глуши он живет совсем один, иногда кто-то из паломников остается помогать ему. Когда мы пришли, старец Гавриил неважно себя чувствовал, но глаза сияли,  и улыбка была на лице. Благословил каждого из нас, а некоторым даже сказал какие-то слова, например: «Авраам, Исаак и Иаков благословляют тебя войти в рай»! Вот и живи теперь с этим 

На дорогах Афона много источников с кристально чистой водой, многие из них связаны с чудесами. Вот и мы на обратном пути остановились у места, где святому Афанасию явилась Божья Матерь и укрепила его, дав воды. Мы тоже подкрепились у этого источника. Афонские истории становятся здесь близкими и родными - идем по стопам таких подвижников!

Афон! Как прекрасно тут! Идешь в дебри, в лес, а на дереве вдруг крест или само дерево растет в форме креста, а где-то среди леса можно случайно наткнуться на храм или пустую келью отшельника (на самом деле он рядом, просто почувствовал, что Вы собираетесь его побеспокоить, и отошел). А монахи действительно тут молятся непрестанно, отстаивая весь мир.

В Великой Лавре опять поток благодати: приложились к главе свт. Василия Великого и ко гробу св. Афанасия Афонского – великого подвижника, основавшего здесь первый монастырь. Вот и нам предстояло на следующий день подвизаться…

Подъем на гору стал для нас настоящим подвигом. 30 км.  в гору, 6 часов пути. Мы восходили по девственным местам: то входишь в сказочный лес, который укрывает тебя от солнышка, то выходишь на голую скалу и видишь огромный простор, бескрайнее море, близлежащие вершины. Но вместе с тем на этом подъеме каждый из нас умер… умер для своих каких-то страстей, и далось это кровью и потом. Уже в начале пути мы устали, подрясник стал белым от соли, а это был только мыс, который нужно было обогнуть, чтобы подойти к подножию горы. А потом подъем, крутые тропинки.

Вообще в таком месте учишься уповать на волю Божию: тропы ведут тебя в неизвестность, хранят в себе опасности, а ты идешь с молитвой вперед, наверх. А еще на горе учишься Бога благодарить за каждый шаг, за вздох, за глоток воды - за все. Зато наверху – такая красота, что сердце замирает! Скудный стол с  консервами и огурцами показался лучшим в мире. Вот так начинаешь ценить жизнь.

На самой вершине горы Афон отслужили благодарственный молебен, поминая в молитвах своих родных, близких, наших прихожан. А еще послали благословение на нашу любимую Родину, определив примерно, в какой стороне она находится. Ах, как красиво и хорошо! Над нами только Бог! Если встать на край и вытянуть руки в стороны, то чувствуешь себя птицей. Позвонили в колокола, высекли на камне слово «Андреевка» в память о том, что мы достигли-таки вершины, и стали спускаться вниз (что совсем немного легче, чем восхождение). Дошли до храма Панагия (совсем недалеко от вершины), где и заночевали.

Спускались к подножию мы уже на следующий день. И попали в скит святой Анны. Приняли нас здесь, как и везде, очень радушно: вода и рахат-лукум для усталых путников подаются везде. Немного отдохнули. Приложились к стопе святой Анны – матери Богородицы. И снова в путь – последний марш-бросок часа на два до монастыря святого Павла. После такого пути уже не можешь жить без восхождений 

В монастыре св.Павла приложились к мощам святого Пантелеимона (позднее у одного из участников похода случилось чудо – у сына исцелился глазик, на котором нужно было делать операцию), к Дарам волхвов. Удивительное наше путешествие подошло к концу, и нужно возвращаться на материк, улетать в родные края.

Вершина покорена! Не только вершина горы, но и наша личная духовная. И остается только благодарить Бога за это удивительное паломничество, за ту силу молитвы, благодать и любовь, которыми мы напитались в уделе Пресвятой Богородицы.

Дай Бог сохранить все это по приезде домой и поделиться  с окружающими. Конечно, возвращение было радостным. Но частичка каждого из нас осталась там, на святой горе Афон!

Рубрика: Культура
Издание: Газета "Глас Солнечногорья"