Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 07 октября 2024 г 08:07

Статьи

02 Мар 2019 15:21
Просмотров:

Аудитор для процессора

Аудитор для процессора

Магистрант кафедры информатики и программного обеспечения вычислительных систем МИЭТ Антон Гаращенко: «Сегодня человек – интеллектуальная прослойка между неоцифрованным и оцифрованным мирами».

Часто мы используем жаргонные словечки. Например, увидим авторитетного господина, скажем: да-а, крутой мужик. У программистов в их профессиональном сленге есть нехорошее слово «баг» – ошибка в программе, из-за которой она ведет себя неадекватно и выдает подчас ужасный результат. В 1996 году через 36,7 секунды полета взорвалась европейская ракета-носитель Ariane 5. Она уносила в космос четыре научных спутника. Анализ показал: ракета «умерла» вследствие повторного применения определенной части кода программного обеспечения (ПО) от ракеты Ariane 4. При этом следовало сделать правки на разницу скоростей двух ракет. Тестирование программы ошибки не обнаружило.
В том же 1996-м в кубанской глубинке, городе Гулькевичи, родился Антон Гаращенко. Спустя 21 год он стал победителем сражения молодых ученых в турнире Science Slam, завершавшем масштабный образовательный форум «Неделя IT в МИЭТ-2017».
Science Slam – международный проект популяризации науки. Его участники доступным языком описывают зрителям свои разработки и исследования. Тема работы Антона – «Как автоматизация тестирования сделает мир
безопаснее?».
– Вообще, я работаю сразу в нескольких направлениях, – пояснил Антон. – Сейчас мне интересны математические алгоритмы, модели различных оптимизационных систем. Смотрите: если упростить, нейронные сети по сути – математическая модель головного мозга. И, в частности, я могу применять некоторые принципы работы мозга
для создания каких-то задач, связанных с проверкой процессоров. Например, если конечная цель – создание программы, которая позволит процессору работать в автоматическом режиме с пиковой производительностью. Оказалось, математическая модель решает эту задачу лучше, чем люди, проводящие тестирование вручную.
Процессор – мозг и сердце компьютера. Компании, производящие процессоры, расходуют огромные средства и время на тестирование, начиная с каждого чипа. А ведь оборудование становится все сложнее. Автоматизированная система поиска ошибок в программном обеспечении, без сомнения, избавит мир от множества техногенных катастроф.

Юг- и север-программисты
Трудно привыкнуть к столичному, как правило, хмурому небу. Антон не слишком долго адаптировался к климату, хотя он коренной южанин, и снег в Гулькевичах случается не более недельки за всю зиму. Вот неулыбчивое
небо хочется рассмешить, а оно поддается с трудом. Но скажите, вам удается позитивно протестировать… арбуз – чтобы мякоть оказалась темно-красной и сладкой. Ошибались? Южный человек Антон говорит: надо протестировать – парень арбуз или девушка. У «мальчиков» хвостик закругляется, а противоположная сторона более выпуклая, чем у вдавленной девичьей. Так арбуз-девица слаще, кто бы сомневался. Возьмите на заметку,
друзья северяне.
Сам Антон Гаращенко приехал в Зеленоград, конечно, учиться в МИЭТе. Никаких сомнений у него насчет выбора профессии не было: мама – инженер-программист, папа – инженер-электронщик. Кстати, и младшая сестра
Алена учится в нашем «электронном» вузе.
– С ребятами я сошелся быстро, – вспоминал Антон. – А вот учиться сначала было сложно: сказалась разница в подготовке. Пришлось изрядно догонять.
Догнал быстро. Уже на втором курсе работал в Центре компьютерного обучения при МИЭТе – «тестировал» школьников. А по профессии втянулся в работу с конца третьего курса. Кстати, сегодня большинство студентов
и учится, и пашет. Работяги они, кто бы что ни говорил. А еще, поскольку вместе с сестричкой Антон давно живет без родителей, неплохо научился готовить.
– Я вам скажу, понаблюдал за 10-11-классниками. Кажется, 5-6 лет разница, а мы уже какие-то другие. Они еще дети. Мы привыкли возникающие проблемы решать сами, школьники перекладывают их на папу с мамой.

Отставить хандру
Как живет и работает этот, возможно, в недалеком будущем известный ученый? Магистратура – два-три раза в неделю. Работа – в Научно-производственном центре «Элвис». Конечно, есть у него научный руководитель – профессор Лариса Гагарина.
Глядя на Антона, вижу, как меняются постепенно люди. Кто-то все время бурчит, мол, в наше время были классные
ребята-девочки, а вот сейчас… Слушайте, хватит бубнить. Меняются нынешние на всех парах. Футбол, волейбол, плавание – без этого уже и нельзя, по словам Антона.
– Я разработчик, инженер-исследователь, такая работа со временем не слишком связана. Даже во сне мне порой приходят какие-то решения. Я думаю о своих разработках все время. Вдруг вспыхивает идея… только пахать
много надо.
Он не видит особой разницы между мужским и женским умом, считает: это стереотипы прошлых лет. Да, у них, например, в отделе из 20-30 человек всего 2-3 девушки. Ну и что? Это же пока, а решение задач одинаковое. К примеру, процесс обучения нейронных сетей достаточно длительный. Качество алгоритмов и их скорость очень важны.
Сестра Алена как раз занимается оптимизацией таких алгоритмов. У сестры и брата есть и совместные проекты, интересно думать вместе – получается небольшой мозговой штурм.
Технологии, связанные с проектированием процессоров, разрабатываются порядка полувека. Это одно из самых сложных устройств, придуманных человеком. Процессор состоит из множества блоков, их одновременная работа порождает еще большее пространство состояний.
Антон Гаращенко разрабатывает программное обеспечение, позволяющее многие из этих состояний проверить, в том числе состояний критических. Находится он, по его словам, в начальной стадии, но четко себе представляет, что будет пытаться успешно завершить разработки.
А пока? На прошлогоднем конкурсе «Радиоэлектроника будущего» в рамках форума «Инженеры будущего», организованного Союзом машиностроителей России, Антон вошел в тройку победителей в номинации «Лучшая научная работа». После магистратуры он намерен поступить в аспирантуру и через два-три года защитить диссертацию. А как же завершение проекта? Автоматизация проекта тестирования – это же «рабочие» места для роботов.
– Мы идем вперед, развиваемся. Все об этом знают. Многие боятся возможностей искусственного интеллекта в недалеком будущем. Нередко из-за ошибок человека в тестировании ПО падает самолет, взрывается завод, останавливается электростанция. Мы всегда будем с этим мириться? Нет. Я оптимист – мы отлично уживемся с искусственным интеллектом. Нам хватит места.

Владимир РАТМАНСКИЙ

Рубрика: Наука и образование
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме