Сегодня, когда в стране, Москве и, в частности, Зеленограде идет серьезный рост промышленного производства, вопросам образования уделяется исключительное внимание. Для Зеленограда это особо важно, так как наш округ – это центр высоких технологий. И молодым людям, школьникам, студентам нужно сориентироваться в выборе будущей профессии. Иначе может получиться так, что, отучившись одиннадцать лет в школе и шесть лет в вузе, выпускник с дипломом о высшем образовании вдруг понимает, что его специальность и самому не интересна, и на рынке труда не востребована. Диплом ради диплома сейчас уже не нужен никому.
Поэтому профильному образованию в школах мы всегда уделяем повышенное внимание. Понятно, что общую политику в системе образования и промышленности
определяют соответствующие министерства и департаменты, а не территориальные органы исполнительной власти. Тем не менее в наших силах и интересах контролировать процессы, которые идут в этих сферах, и там, где мы можем помочь, – помогать.
Я и мои заместители много раз бывали на крепких, развивающихся предприятиях округа, которые наращивают объемы производства, планируют построить или уже строят новые научно-промышленные корпуса. Практически везде нам озвучивали одну общую проблему: не хватает квалифицированных рабочих – как правило, по узким
специальностям, таким, какие «штамповать» в массовом порядке колледжам нерентабельно. Фирмы берут на себя обучение молодых людей нужной профессии,
с разумным условием, конечно, что определенное время они отработают.
Я рад отметить, что не только предприятия ведут политику подготовки кадров, но и образовательные учреждения – школы, вузы – также интенсивно занимаются вопросами профориентации. В наших школах представлены многие направления профильных классов из тех, которые сейчас есть в Москве: медицинские, инженерные,
курчатовские (наука), медиа, кадетские, IT и другие. В Зеленограде направления медицинских классов представляют 4 школы, инженерных – 10, кадетских – 8, IT – 2, новый педагогический класс – 6 школ, предпринимательский – 3, медиакласс – 6 и по одной школе – с курчатовскими и академическими классами. Всего у нас около 3600 старшеклассников. По-моему, некоторые дисциплины можно было бы вводить раньше – с 7-8-х классов, как это сделано с кадетским образованием. Тогда многие ребята задумывались бы о том, нужно ли им получать полное среднее образование в школе или параллельно с этим приобретать профессиональные навыки в колледже, что позволит гарантированно иметь возможность трудоустройства.
Наш ведущий вуз – МИЭТ – имеет тесные связи со многими предприятиями округа, именно для них готовит профильных специалистов. Еще студентами будущие выпускники проходят там практику – и деньги зарабатывают, и опыт приобретают. Школы также приглашают специалистов для проведения лекций по профориентации. Большой вклад в дело выбора будущей профессии вносят экскурсии на предприятия, в том числе на площадке Алабушево ОЭЗ «Технополис Москва».
В Советском Союзе существовала система учебных комбинатов в старших классах и профтехучилищ, поставляющих кадры на определенные заводы. Сейчас она практически возрождается, и это не может не радовать. Далеко не все сегодняшние школьники даже в старших классах имеют представление о том, кем они станут по окончании учебы. А времени сейчас терять нельзя. И на работу нужно приходить, уже более или менее представляя, чем предстоит заниматься.
Подчеркиваю: наши школы, вузы работают в тесном контакте с предприятиями. Это означает: выпускники не останутся без работы, а производства получат квалифицированных специалистов.