С 1 по 30 апреля 2024 года в зеленоградской библиотеке № 249 (корпус 607А) проходит выставка портретов, написанных зеленоградским художниками. Работы выполнены в различных техниках: масло, акварель, тушь и карандаш. В портретном искусстве мастеров присутствует непосредственное восприятие мира, свежесть, звучность и чистота цвета, без идеализации и пошлости. Интерьер или пейзаж в картинах не просто фон, а органичная, естественная среда, которая помогает разносторонне обрисовать модель, рассказать о её образе жизни, вкусах и интересах. При подготовке данной экспозиции было некоторое сомнение, что наберётся нужное количество работ, но оно быстро развеялось: художники, которых зрители знали только как пейзажистов, неожиданно выступили мастерами психологического портрета.
Основная трудность, с которой сталкивается каждый портретист во все времена – недовольство модели своим изображением. Портретируемому угодить практически невозможно, потому что живописная или графическая работа не фотография, которая копирует черты лица. Художник должен создать портрет-обобщение, в котором через индивидуальное, присущее только модели, передать нечто всеобщее, характерное для всех людей.
Искусство портрета, насчитывающее несколько тысячелетий, требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, и, главное, черты эпохи, в которой он живёт. Однако, внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. Как правило, автор накладывает на произведение личное отношение к модели и своё собственное мировоззрение.
Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие облика человека, не углубляясь в его внутренний мир, в пластике Древней Греции были распространены идеализированные образы поэтов, философов, общественных деятелей, а древнеримские скульптурные портреты отличались поразительной правдивостью и точной психологической характеристикой. В эпоху Возрождения портретное искусство пережило настоящий расцвет, когда главной жизненной ценностью была признана человеческая личность. Гениальные живописцы Тициан, Рембрандт, Веласкес с одинаковой лёгкостью изображали мир простого, ничем не знаменитого человека и наделённых интеллектуальной мощью, внутренней независимостью и душевной гармонией поэтов, учёных, властителей, открывая перед зрителями широкую гамму различных чувств, темпераментов и индивидуальностей.
С начала XVIII века портретный жанр начинает активно развиваться в русском искусстве. Прославленные живописцы Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский, К.Брюллов, В.Серов, И.Репин, И.Крамской, Н.Ге и многие другие создали образы, полные тончайшей духовности и душевной широты, ставшие классикой изобразительного искусства. Произведения этих мастеров, украшающие музейные интерьеры, по сей день служат не только юным, но и маститым художникам примером для подражания.
Успешно, а порой и не очень, этот сложнейший жанр продолжает своё развитие в творчестве художников XXI века, запечатлевающих образы современников в различных видах изобразительного искусства.
Галия Колоскова
Фото: zel-art.ru
Рубрика: Культура
Версия для печати
|
|
26.12.2024
В стенах Парадного зала председатель Московской городской думы Алексей Шапошников торжественно вручил Владимиру Ивановичу Евдокимову почетную грамоту «За заслуги перед городским сообществом».
26.12.2024
В Департаменте транспорта Москвы рассказали, как будет работать общественный транспорт в новогоднюю и рождественскую ночи.
26.12.2024
Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность подачи заявлений и документов на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет по экстерриториальному принципу.