Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 26 апреля 2024 г 06:58

Новости

11 Авг 2022 17:03
Просмотров: 1724

Сокровища донской земли в объективе лета

В целях замера градуса историко-культурного развития  юга России и в продолжение темы 350-летия со дня рождения Петра I (а я являюсь участником радиопроекта, осуществлённого студией PodcastBar  по случаю данного юбилея), также - сбора сведений и впечатлений для нашего Музея-клуба истории образования и духовной культуры и с рядом иных задач я вместе с двумя членами семьи – одновременно активистами нашего музея – побывал в третьей декаде июля – начале августа в Ростове-на-Дону и в Ростовской области.

Сразу скажу – россыпь и богатство музеев, храмов, памятников донского края меня ошеломили, затем вновь привели в чувство и позволили уже более спокойно удивляться и  восхищаться экспозициями музеев, усилиями их коллективов, щедростью коллекций, роскошью интерьеров храмов, изобилием и разнообразием монументальных конструкций. Перелистаю только некоторые яркие страницы внушительной книги моих впечатлений и наблюдений, сразу дав ключевой совет всем, кто интересуется историко-культурной и природной проблематикой: внесите в перспективную повестку своих поездок Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, станицу Старочеркасскую, Новочеркасск, Павло-Очаковскую косу, археологический заповедник Танаис. Большинство из указанных мест можно посетить в рамках одного дня, если стартовать из Ростова (я не говорю о вариантах проезда из места в место на машине или на экскурсионном автобусе).

Азов сохраняет атмосферу первого торжества молодого Петра, войска которого как раз в июле 1696 года овладели крепостью, вытеснив турок. Да, сия крепость впоследствии будет утрачена, потом вновь возвращена русскими, потом опять потеряна и уже окончательно вошла в состав России при Екатерине Великой. Первый свой триумф молодой Пётр отметил по высшему разряду, под колокольный трезвон пройдя по Москве в сопровождении своих соратников, первого русского генералиссимуса Шеина, героя азовского штурма. Кстати, валы Азовской крепости являются памятником Федерального значения.  Осмотрев церковь  Азовской иконы Божией Матери, возрождаемую 30 лет, я внёс предложение издать буклет храма и сделал первое пожертвование на это благое начинание.

Вообще Приазовье словно выбрано историей в качестве своей кладовой. Правда, тут всё разложено не «по полочкам», а синтезировано в пласты! Через донские степи проходили и селились в них киммерийцы, скифы, сарматы и савроматы, готы, гунны, болгары, хазары, половцы. Греки называли Дон Танаисом. Будущий Азов (Азак) основан потомком Чингис-хана Менгу Тимуром. Позднее вездесущие венецианцы и генуэзцы выкупили участки земли, образовавшие торговую факторию Тану. В Золотой комнате Азовского музея-заповедника хранятся уникальные изделия из драгоценных металлов и камней, изготовленные греческими и восточными мастерами для скифской и сарматской родовой верхушки. Совершенный шедевр мирового значения – конская накидка (попона) с нашивными золотыми бляшками – их насчитывается 10860 экземпляров (I в. н.э.) и кинжал в декоративных ножнах из золота, железа, бирюзы и сердолика. Если у вас не закружится голова от золота, то обязательно вы зададитесь вопросом, как эти изделия были изготовлены, найдены и сохранены до наших дней!

Но ещё до появления всяких мастеров и вождей по Приазовью бродили «неведомые звери» - их скелеты извлечены по частям из толщи земли, тщательно восстановлены учёными и представлены в экспозиции: будто древние твари  остановились в своём доисторическом движении и всё-таки попали в историю: динотерий (7 миллионов лет назад) – некий прообраз слона, трогонтериевый мамонт (600 тысяч лет), кавказский эласмотерий (1,4 миллиона лет) – симбиоз носорога и бизона. Палеонтологическое собрание – предмет законной гордости музея-заповедника! Да и любой музейщик заражается этой гордостью, совершенно не думая об «осложнениях».    

Таганрог - ещё одно детище Петра I; основан им, потом разорён им же при отдаче туркам, по возвращении - отстроен Екатериной II. Главная тема города – чеховская. Домик Чехова, где родился писатель в 1860 году; Дом Моисеевых (лавка Чеховых, где торговал бакалеей отец будущего писателя и сам Антон); великолепный художественный музей с шедеврами Рокотова, Айвазовского, Левитана, Репина, Богданова-Бельского - «малая Третьяковка», как называют это собрание;  Музей градостроительства и быта в доме купца Шаронова; памятники Петру I, Александру I; Таганрогский залив, к которому ведёт лестница из 220 ступеней, а рядом с ней – солнечные часы. Город воинской славы, купечества,  крылечек, раскидистых деревьев, колыбель талантов!

Домик Чехова мне напомнил чем-то домик Гагарина в Гжатске – от обоих исходит обаяние скромности и аккуратности быта. Как педагог я не могу оставить в стороне цитату, довольно известную, но являющуюся, на мой взгляд, манифестом достойного отношения ребёнка к родителям (из письма семнадцатилетнего юноши Антона): «Отец и мать – единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и  одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал и закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни…» Это сказано при всём при том, что отец буквально заставлял Антошу стоять за прилавком, откладывая уроки, хотя ругал его и за плохие отметки. Вспоминает брат Антона Александр Чехов: «В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придётся просидеть по крайней мере часа три: он знает, что Павел Егорович ушёл надолго…» И годы спустя о родителях: «их безграничное детолюбие». Ещё и ещё раз убеждаюсь, что воспитание – таинственный процесс, и ты по большому счёту никогда не знаешь, чем оно обернётся и как отзовётся в сознании ребёнка.

Почерк Фёдора Шехтеля хорошо различим даже в богатой архитектурной панораме Таганрога. В особняке Шаронова расположился единственный в России Музей градостроительства и быта. Оригинальная конструкция из стульев разных стилей словно иллюстрирует разнообразие, которым характеризуется Таганрог. На его условной визитной карточке надо было бы изобразить крылечко с металлическими кронштейнами. И одно такое крылечко перебралось с улицы в зал музея. Есть и дверь с табличками. Не станем беспокоить хозяев…

Пройдя по Греческой улице, мы оказываемся перед старинной лестницей 1823 года, ведущей к Пушкинской набережной. Лестница построена на средства богатого негоцианта Герасима Депальдо. Спускаемся по ней, но солнце нас опережает и розовыми закатными отблесками тревожит вечерние облака.  

Гостю Ростовской области, полагаю, никак нельзя обойтись без визита в станицу Старочеркасскую (в прошлом Черкасск). Черкасск был столицей Донского казачьего края с 1644 по 1805 год. Войско Донское участвовало практически во всех походах русских царей (первым договорился с казаками  Иван Грозный), в освоении новых земель (Ермак) и имело определённую автономию, своих выборных атаманов; начиная с Петра I автономия урезалась и при Екатерине II после  Пугачевского бунта была полностью ликвидирована. Черкасск разжаловали в станицу, а столицей Донского казачества стал Новочеркасск.

Ныне в станице Старочеркасской расположен музей-заповедник, основанный в 1970 году по инициативе Михаила Шолохова, написавшего письмо председателю Совета Министров СССР в преддверии 400-летия Донского казачества. Первым директором организованного музея стал Андрей Зимовнов, участник Великой Отечественной войны, в прошлом - секретарь и помощник Шолохова. Экспозиция повествует об истории донского казачества, быте и культуре казаков, известных казачьих родах и их ярких представителях. Среди них - Матвей Платов, герой русско-турецких войн и Войны 1812 года.

Мне удалось побывать в доме казака Кондратия Булавина, поднявшего восстание в 1707 против петровских ограничений казачьих вольностей и подавленное с показательной жестокостью. Уделяем ли мы на уроках внимание фигуре Булавина? В лучшем случае – поспешное, плоское. А ведь если посмотреть сквозь  оптику Дона, практически все крупные восстания «заваривались» казаками в отместку за лишение их властями каких-то прав и привилегий; в результате происходил раскол внутри казачества, и лояльная к власти верхушка, обеспечивая себе выход из конфликтной ситуации, приносила в жертву группу радикально настроенных казаков.

В Атаманском дворце мы видим портреты атаманов разных лет и среди них - знаменитого атамана Степана Ефремова, символы атаманской власти – пернач, бунчук и насеку. Привлекает внимание попона, жалованная императрицей Екатериной II в 1762 году роду Ефремовых за поддержку переворота.  Само подворье называется Ефремовским; на его территории в храме, переданном РПЦ, ведутся службы. Основателем поместья явился известный донской атаман Данила Ефремов, возглавлявший Войско Донское более 20 лет. В 1837 году по инициативе наследниц рода Ефремовых  был создан женский монастырь. В 2020 музей отпраздновал своё 50-летие, обновлена основная экспозиция «История донского казачества XVI – начала XX века». В станице и по соседству находятся четыре величественных церкви; среди них самый древний храм Дона - 300-летний Войсковой Воскресенский собор, возведённый в стиле украинского барокко.  

Невозможно передать колорит  станицы-столицы, уникального места на карте России (интерактивный макет Черкасска представлен на втором этаже музея)! Сколько свершений и драм связано с историй донского казачества! К примеру, после подавления восстания К. Булавина часть казаков ушла на чужбину в Турцию, где провела 253 года, вернувшись на родину лишь в 1962 году (казаки-некрасовцы). Весной 1774 года тьма ногайцев двинулась из Крыма на Дон. Им противостояло всего два казачьих полка, одним из которых командовал 23-летний Матвей Платов. Казаки, видя такую мощь неприятеля, готовы были дрогнуть, но к ним с  пламенной речью обратился юный Платов: «Помните, что вам, быть может, предстоит пробиться сквозь неприятеля… Дон не забудет вашей услуги, а если суждена вам славная смерть, то знайте, что вы положите головы в честном бою за край ваших отцов, за православную веру, за ваших братии, за матушку-царицу — за всё, что есть на земле святого и драгоценного для русского чувства!» Казаки воодушевились и отбили семь атак!! Когда, казалось, не осталось больше сил для отпора, подоспела подмога.

Первым Георгиевским кавалером Первой мировой войны стал донской казак Козьма Крючков, в неравной стычке с германцами (4 против 27) лично поразивший более 10 врагов и получивший 16 ран! Сам командующий армией генерал Павел Ренненкампф, навещая Козьму в госпитале, снял со своего мундира георгиевскую ленту и приколол на грудь героя.  

Продолжим наше повествование, и у нас на очереди  Новочеркасск. Итак, в 1805 году столица Донского казачества из Черкасска, о чём мы говорили, была по ряду причин перенесена на новое место. Фактическим основателем крепости  явился лихой атаман Матвей Платов. Архитектором  стал  Франц де Воллан, назвавший план города «маленьким Парижем». Ныне Новочеркасск признан столицей мирового казачества.

Из-за листвы своим куполом меня манит  Свято-Александро-Невская церковь – обитель моего  небесного покровителя. Строительство храма завершилось к концу XIX века. Церковным старостой Абрамовым в Москве на свои средства был заказан мраморный иконостас за 22 тысячи рублей (утрачен и недавно возобновлён во всей византийской роскоши). Церковь вмещала до 1500 человек.

На Дворцовой площади расположен Атаманский дворец (в 2005 году тут открыт музей); во дворце  находилась резиденция атаманов Войска Донского. Предпоследний из них – М. Граббе собирал коллекцию картин, которыми и украшены интерьеры. В Столовой устраивались обеды в честь высочайших визитов на Дон; меню завтраков и обедов заранее печатались на русском и французском языках. В Большой гостиной, предназначавшейся для отдыха гостей, мы видим шикарную мебель – голландский шкаф 1676 года, французские комоды с инкрустацией, американскую фисгармонию.

Самым последним атаманом и первым выборным после 1709 года  (а с начала XVIII в. и вплоть до Февральской революции атаманов назначал царь) был Алексей Каледин, которого советская историография и публицистика выставляли «беляком из беляков». Оказывается, Каледин был порядочным и храбрейшим человеком (по словам Деникина, «не посылал, а водил войска в бой») и подлинным защитником интересов казачества. Недавно отмечалось столетие страшного декрета о расказачивании (1919 г.), т.е. о геноциде казаков. В Новочеркасске был  устроен настоящий погром. Нам сложно не испытывать симпатий ни к белым, ни к красным, разбирая проблематику Гражданской войны, но историки должны стараться оставлять в стороне свои пристрастия и рассматривать Гражданскую войну как трагедию народа и как важнейший период отечественной истории, весь сотканный из противоречий. При Иосифе Сталине казачество было восстановлено в умеренных формах, казачьи полки доблестно воевали в составе Красной армии. Помните знаменитую песню: «Едут, едут по Берлину наши казаки»?

Текущий год - год юбилея (60 лет)  драматичного события - расстрела у Атаманского дворца (в советское время - горкома партии) демонстрации рабочих электровозостроительного завода (НЭВЗ), недовольных повышением цен, снижением зарплат и общим ухудшением быта пролетариев. До сих пор дискутируется вопрос о том, кто распорядился открыть огонь по мирным гражданам. Но точно известно, что участник Парада Победы Герой Советского Союза Матвей Шапошников отказался применять танки против толпы. В музее оборудован зал, относящийся к данной теме. На диораме различимы подлинные булыжники 1960-х гг. и вещи, оброненные несчастными на площади. Лозунг Хрущёва «Догнать и перегнать Америку» закономерно привёл к бойне в центре города.

В  Новочеркасске находится старейший краеведческий музей в регионе (1899 г.), ныне – Музей истории донского казачества. У истоков создания экспозиции Донского музея стоял Х.И. Попов. Богатство музея не поддаётся никакому описанию; эмоции просто захлёстывают рукопись волной! В коллекции представлено более 200 тысяч предметов. Мы видим карету, специально изготовленную к визиту в город Екатерины Великой, ларец для сабли императора Александра I, жалованной Николаем I Войску Донскому, длиннющее ружьё, которое требовалось перезаряжать целых 5 минут!

Я, наверное, впервые в зале, посвящённом природе края, увидел беркута с четырьмя лапами, а также в моих глазах был «реабилитирован» крот: ведь вред огороду приносят, как правило, не кроты, а слепыши! Огородники и садоводы, подтверждаете? Самой крупной птицей Дона слывёт дрофа, а рыбой - белуга. Очевидно, на удочку она никому не попадётся! Я порыбачил единожды на Дону, поймал крохотного  себеля, обитающего в верхних слоях воды. Растительность донского края весьма разнообразна. Конечно, путникам бросаются в глаза поля с подсолнухами, камыш и акации (ботаники называют их псевдоакациями, а в чём их отличие он настоящих, я пока не разобрался: это вам не архитектурные стили определять!). К слову, проезжая по одной из трасс, я зафиксировал такую картину: с одной стороны от дороги стояли подсолнухи с головками, развёрнутыми вверх, с другой – со склонёнными, понурыми. Я словно оказался на рубеже между двух настроений, двух философий жизни.      

Музей гордится единственным в мире собранием казачьих знамён, бунчуков, полковых штандартов XVIII-XIX вв. Вот насека, выполненная по личному эскизу Петра I! Ряд ценных знамён направила казакам основательница Ростова императрица Елизавета Петровна. Не перестают удивлять судьбы уроженцев Дона. Особо выделяется среди них походный атаман Яков Бакланов, герой длительной войны на Кавказе, русско-турецкой войны 1828-29 гг. Он был человеком могучей комплекции и с таким взглядом из-под насупленных бровей, что просто сражал им врагов. Турки слагали о Баклан-паше легенды, считая, что он заговорён от пули и из своего штуцера убивает муху на лету! А ведь Якову не пришлось получить даже начального образования, но он не пользовался картами не по неграмотности: объезжая или оглядывая орлиным взором местность, он словно фотографировал её!

На втором этаже  представлена живописная коллекция художника, уроженца Новочеркасска, академика живописи Николая Дубовского, мастера пейзажа. На его картине «Радуга» (1890 г.) небесное явление изображено с необыкновенным правдоподобием. По словам экскурсовода, японцы, не веря в живописную природу освещения, пытались заглянуть за холст в поисках лампочек.

Платовский проспект выводит нас к огромной площади, вымощенной камнем, в центре которой высится главный храм мирового казачества – Вознесенский войсковой всеказачий патриарший собор. Купола его покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя. Строительство собора затянулось почти на век, и освятили храм лишь в мае 1905 года. Третий вариант собора воплотил в неовизантийском стиле академик архитектуры Александр Ященко. В усыпальнице храма покоится прах атаманов Матвея Платова, Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова, Якова Бакланова. Считается, что данный собор - третий по величине в России! Я стал прикидывать: храм Христа Спасителя в Москве, Морской в Кронштадте, ну неужели  Исаакиевский собор не входит в «тройку»? Неподалёку установлен памятник Ермаку (скульпторы – Микешин и Беклемишев, 1904 г.).      

Неправильно было бы не упомянуть о двух встречах, произошедших на улицах Новочеркасска. Проходя по Московской улице, я загляделся на здание Центральной библиотеки (бывшее Офицерское собрание); затем меня потянуло открыть дверь и шагнуть внутрь дома. Сразу мне навстречу кинулись два вахтёра с возгласами «Библиотека закрыта, приходите завтра!», но их деликатно остановила стройная женщина в очках. Ею оказалась Наталья Викторовна Егорова, старейший сотрудник библиотеки, пригласившая меня к своему рабочему месту - переплётному станку, проведя через зал, где в давние времена устраивались балы, на которые взирали три сохранившихся атланта, не столько держащих оркестровый балкон, сколько лениво прислонивших к нему свои длани. Наталья Викторовна не мыслит своей жизни без библиотеки и шлёт библиотечному сообществу Зеленограда профессиональный привет!

Другая спонтанная встреча связана с водителем такси Евгением, не оставившим меня без поддержки в минуты некоторого душевного напряжения. Дело в том, что по причине заторов на дорогах в направлении Ростова  я не смог автомобильным транспортом выехать из Новочеркасска и ринулся на вокзал на последнюю электричку.  Евгений не просто домчал меня от автовокзала до железнодорожного вокзала, но и проводил на платформу, убедившись, что я сел в поезд. Вот такие есть люди на юге России, формирующие и облик города, и характер народа!

Я не стану совершенно касаться описания Ростова-на-Дону, в котором многие бывали, ещё и потому, что это отдельная яркая история, которая заслуживает неспешного и почтительного рассмотрения. Отмечу лишь, что мною установлена связь между нашим музеем и Государственной Донской публичной библиотекой, принявшей на хранение в лице заместителя Отдела комплектования  Тамары Ивановны Ворошиловой буклет, посвящённый 10-летию Музея-клуба истории образования и духовной культуры (школа № 2045) ЗелАО.

Призываю всех не затягивать с открытием мира, с участием в походах, прогулках, экскурсиях. Неизвестно, что нам готовит будущее, какие вызовы предъявит, а опыт путешествий, впечатлений освежает и укрепляет наше сознание, волю и надежду на торжество разума и правды!

Александр Снегуров

Рубрика: Культура

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме