– Для общения на языке эсперанто достаточно знать 16 правил и тысячу слов, – с восхищением сообщила мастер узорного вязания и эсперантист Татьяна Лезгинцева. – Эсперанто – чудный язык, он свяжет людей всех стран и народов. Он, как простая ниточка для вязания, своим узором сможет выразить все многообразие чувств.
Т.Лезгинцева окончила физико-математический факультет Ростовского университета, защитила кандидатскую диссертацию, работала в НИИ пьезотехники, переехавшего из Москвы в Зеленоград и преобразованного впоследствии в ОАО «НИИ «Элпа». В Зеленограде живет с 1964 г.
Она активный член общественной организации «Дети войны». С 1988 г. благодаря директору художественной школы Г.Новиковой, Татьяна Николаевна увлеклась эсперанто и регулярно участвует в конгрессах эсперантистов, проводимых во Франции, Чили, Китае.
Вязанию она научилась еще в детстве, но первую интересную вещь связала уже студенткой.
В начале 90-х, когда предприятия переживали трудные времена, она ушла с «Элпы», сообщив коллегам, что собирается заняться вязанием. «На меня посмотрели так, словно я на панель собралась», – смеется Татьяна Николаевна. Но тогда ей было не до смеха – денег не было.
В обществе «Знание» Лезгинцевой предложили читать лекции по вязанию. Она отправилась в Ленинку, изучила горы литературы об орнаментах народов мира, и ей открылся изумительный мир узорного вязания. Теперь своей любовью и знаниями она охотно делится с людьми всех возрастов и профессий.
– Вязание – это машина времени, совершенно необходимая для поездок. Вывяжешь сложный элемент и – ах! Москва!
Лезгинцева объездила всю страну от Калининграда до Камчатки и Земли Франца Иосифа, и еще полмира.
– Интересно, что в Китае вяжут, а в Японии – нет, – с удивлением отметила Татьяна Николаевна, и продолжила уже насмешливо. – Наверное, японские электронные вязальные машины глупые. Они вывязывают наружный узор, не заботясь об изнанке, а там образуются длинные нитки-ловушки, из-за которых носок и не наденешь.
В России нижнюю часть носка вязали просто, а узор вывязывали только на той части, которая из обуви выглядывала. В Туркмении и на Кавказе узорчатый весь носок – их называют «джурабы», а узор строят так, чтобы он был с обеих сторон.
Лезгинцева с гордостью показала полотно с гимном эсперанто. И ноты, и слова, и свою фамилию она вывязала так искусно, что эсперантистка из Израиля, с которой они познакомились на конгрессе 2015 года, предлагала за него любые деньги. Но Татьяне Николаевне было неловко брать деньги, а так отдать пока жалко… А вдохновил ее на создание этого полотна наш коллега Иван Лазаревич!
Юбилейный, 100-й, Всемирный конгресс эсперантистов проходил в Лилле во Франции. Мимоходом Лезгинцева увидела афишу выставки легендарного кутюрье Жана-Поля Готье, которая проходила в Grand Palais, и организовала поездку в Париж на 4 дня. –
Большой Дворец находится напротив Эйфелевой башни, три этажа было отдано под экспозицию моделей одежды великого француза, – рассказывала Татьяна Николаевна. – Мастера такого уровня используют орнаменты народного творчества потрясающе необычно.
Эта удивительная женщина живет с поистине царственной непринужденностью творческой натуры. Она может поднять из лужи грязную варежку и восхититься ее узором. Может спросить у прохожего, кто вязал ему шапочку.
Она живет в мире, где люди мечтают общаться на одном общем языке эсперанто, где понятие «красивая одежда» объединяет и модели «от кутюр», и бабушкины варежки. Мир будущего? Надеемся, что так!