Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 18 апреля 2024 г 08:30

Статьи

26 Окт 2018 14:12
Просмотров:

Краски горного края

Краски горного края

Выставка-вернисаж «Краски Армении», на которой представлены произведения педагогов Зеленоградской детской художественной школы № 9, открылась на днях в московской галерее «На Каширке». Выставка, на открытии которой выступили посол Республики Армения Вардан Тоганян, депутат Государственной Думы РФ Олег Нилов, заместитель руководителя управления образования столичного Департамента культуры Александр Леонов и другие, проходит под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы при поддержке общественной организации «Диалог».

Ура! Пленэр!

– Чья идея? – переспрашивает директор зеленоградской ДХШ № 9 заслуженный художник России Роман Фашаян. – Пожалуй, общая, отчасти моя. Однажды на педсовете прозвучало, словно вызов: «Пленэр? А вот пригласите в Армению, там и напишем». С этого год назад все и началось. Предложение, безусловно, пришлось Роману Олеговичу по душе. Ему частенько приходилось бывать в Армении, удивительно красивой стране, справедливо именуемой музеем под открытым небом, стране, связанной с Россией многовековыми узами. Древние христианские святыни: храмы и церкви, хачкары, а также уникальная природа: чем-то похожие на Альпы лесистые горы, Араратская равнина, славящаяся великолепным виноградом, знаменитое высокогорное озеро Севан – тут раздолье для любого живописца. Однако, предложение предложением, а как быть с практической составляющей? Дело ведь непростое: организовать поездку большой группы в другую, пусть и дружественную страну… Знаковым в данном случае стало его обращение к начальнику управления образования столичного Департамента культуры Андрею Шематинову и знакомство с председателем общественной организации «Диалог», экспертом межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Федерального собрания РА Юрием Навояном, который также взялся помочь. И вот нынешним летом 12 зеленоградских педагогов-художников отправились в Ереван. Армения встретила очень тепло Древняя столица Армении накануне празднования своего 2800-летия встретила наших земляков очень тепло. Это касается как погоды (в июне здесь не редкость сорокаградусная жара), так и настроения народа, пребывающего в эйфории после весенней «бархатной» революции. На площади Республики, центральной площади древнего города, теперь уже свободной от митингов, все еще танцевала молодежь, празднуя избрание своего лидера премьер-министром, выступали музыканты. После знакомства с городом делегацию московских художников приняла министр культуры РА Лилит Макунц. Между тем путь наших художников, взятых под опеку экспертом художественных ценностей Араиком Мушегяном, лежал вглубь страны. Какой российские живописцы увидели Армению? Какими красками рассказали о ней? Представленная на выставке серия работ Ксении Олейник, Александры Копыловой, Натальи Коваль и других авторов в полной мере отвечает на эти вопросы. Так, «Солнечные вершины. Хор Вирап» (холст, масло) Н.Коваль – своеобразное раздумье о судьбе древнего монастыря, свидетеля многих исторических событий. Монастырь Хор Вирап расположен над подземной тюрьмой. В узилище, как гласит летопись, царь Трдат III в течение 15 лет держал в заточении святого Григория Просветителя. В 301 году н.э. этот властитель был обращен в христианство своим узником. В том же году христианство принял и весь народ, ну, а Армения, как известно, стала первой страной, которая приняла христианство в качестве государственной религии. Сам же монастырь служил духовным центром Армянской Апостольской церкви. Здесь находилась и резиденция Католикоса всех армян. Холм Хор Вирап к тому же расположен на месте древней столицы Арташат, возведенной, как гласит история, примерно в 180 году до н.э. царем Арташесом I, первым в династии Арташесидов. Часовня над подземельем, где был заключен Григорий Просветитель, не раз претерпевала перестройку. Вход в подземную тюрьму, глубина которой около 6 метров, сохранился до наших дней. На территории монастыря находится и большая церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), построенная в середине 17-го века. Ныне церковь, в которой проводится регулярное богослужение, без преувеличения, является одним из самых известных мест паломничества армян со всего мира. Старинные легенды на полотнах Еще одной легенды коснулась кисть Марины Печеник, запечатлевшая монастырь Гегард. Храм, внесенный ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия, являет собой уникальное архитектурное сооружение в ущелье горной реки Гохт, в нескольких десятках километров от Еревана. Его более полное название – Гегардаванк («Монастырь копья»), происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело распятого на кресте Иисуса Христа, и, по утверждению исследователей, привезенного в Армению апостолом Фаддеем. Копье выставлено в музее главной армянской церкви в Эчмиадзине, где расположена резиденция Католикоса всех армян. Несколько храмов уникального монастырского комплекса выдолблены в скалах, что объясняет его прежнее название – Айриванк («Пещерный комплекс»). Есть здесь и традиционные армянские каменные стелы с крестами – хачкары. На ту же тему вечных ценностей размышляет в своих работах и Ольга Тимофеева: «Древний монастырь в Армении» (акварель) и «Гора Арарат. Древняя крепость» (акварель). Два произведения представил заслуженный художник РФ Роман Фашаян. Его «Лорис-Меликов» (бронза, гранит) не просто дань памяти видному российскому военачальнику (граф участвовал в Кавказской войне и за проявленную доблесть был награжден золотой саблей и орденом святой Анны 4-й степени, и этот период в его жизни нашел отражение в повести Льва Толстого «Хаджи Мурат») и государственному деятелю графу Михаилу Тариэловичу Лорис-Меликову, в последние месяцы царствования императора Александра II занимавшему пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями. Это обращение мэтра к истории армяно-российских связей, служению общим христианским идеалам. Летопись армянского народа знает и печальные страницы. Одной из них – Геноциду начала минувшего века, в пожарище которого погибли более полутора миллиона человек – посвящена его скульптура «Помним!» (бронза, туф).

С любовью за вдохновением …

Пленэр длиной в десять дней, судя по выставке, оказался на редкость плодотворным. И примечательно, что художники-преподаватели Зеленоградской ДХШ №9 вновь собираются поехать в Армению в будущем году.

– Обязательно поедем! – выразила общую уверенность Наталья Коваль. – Как не поехать? Живописность невероятная. Самобытная культура. Народ гостеприимный. Так что, обязательно поедем будущим летом.

Игорь Бабаян

Рубрика: Культура
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме