Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 29 марта 2024 г 08:18

Статьи

21 Мар 2019 21:13
Просмотров:

Время созидания

Время созидания

В январе 2000-го в правительстве Москвы произошли серьезные кадровые изменения. Из 10 префектов (тогда было еще 10 округов) изменилось сразу 7, в том числе и наш. Префект Зеленограда Алексей Ищук был единственным, кому при прощании на заседании правительства аплодировали дважды. Планка была поднята высоко. А это значит, что на его преемника, Анатолия Смирнова, легла дополнительная ответственность…

Времена кризисного управления, выживания миновали. Город пока еще медленно, но верно шел в рост. Становились реальными ранее неосуществимые замыслы – завершение строительства Третьего транспортного кольца, капитальный ремонт жилого фонда, снос отживших свое пятиэтажек. В Зеленограде еще добавлялись проекты по восстановлению электронной промышленности, наиболее сильно пострадавшей в постперестроечные годы, транспортные проблемы, в первую очередь – связь с Москвой, и многое другое.


Инициативы нам не занимать 
В 2002 году префект А. Смирнов в традиционном ежегодном интервью газете «Сорок один» сказал:
– Разговоры о том, что электроника погибла и это катастрофа для Зеленограда, пора прекращать. Да, есть предприятия, которые не выдержали кризиса.. Но специалисты в большинство своем уже не торгуют на рынках – они занимаются своим делом на малых предприятиях, которые успешно работают в сфере электроники. Три года оставалось до основания особой экономической зоны «Зеленоград», год – до создания специализированной территории малого предпринимательства «Зеленоградская-1», шесть – до организации индустриального парка «ЭЛМА», а уже такое смелое заявление!
Что ж, последующие годы показали его правомерность. ОЭЗ «Зеленоград», недавно преобразованная в «Технополис «Москва», СТМП, технопарк «ЭЛМА» – уже не проекты, а реальные структуры, в которых работают десятки высокотехнологичных предприятий и задействованы тысячи специалистов. А те, что не вновь созданы, а прошли горнило перестройки – «Ангстрем», «Микрон», «Компонент», – снова, как говорится, в седле.
Промышленность и даже наука теперь не столько государственные программы, сколько бизнес. Живут сами по себе: удалось придумать что-то полезное, получить заказ – выжил, нет – помирай. Вроде бы к руководству на уровне городского округа это отношения не имеет. Но, чтобы получился мед, нужны места, где есть нектар. Необходимо создать условия, при которых предпринимателям будет выгодно заниматься своим делом. Не торговлей с лотка, а затратными, долго окупающимися, требующими специалистов, но перспективными проектами. А это уже прямой вопрос управления. Но всегда ли федеральные или городские власти спохватываются сами по себе? Как правило, для этого нужна инициатива с места. Уж этой инициативы Зеленограду было не занимать. 

Красиво жить… могли и запретить
Отслужили свое старые добрые «скворечники» хрущевских времен. Они дали людям великую радость – отдельное жилье; но прошло время – морально и физически устарели. Надо от них избавляться.
В Москве принята грандиозная программа сноса старых 4-5-этажек и строительства на их месте современного комфортного жилья. Старая часть Зеленограда тогда на треть была застроена именно этими «хрущобами». Но что будем возводить вместо них?
Самый простой вариант – обычные типовые дома. Взмолились архитекторы: нельзя! Нужно что-то свое!
Немало сил приложил Анатолий Николаевич, чтобы доказать: строительство по индивидуальному проекту экономически будет не настолько затратным, как кажется, а красоту и уют Зеленограда надо сохранить! Добился. К застройке части Центрального проспекта (ныне – проспект Генерала Алексеева), улицы Юности, Солнечной аллеи были приняты проекты зеленоградского архитектора. По индивидуальным проектам построен и 20-й микрорайон. Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы в то время, оценив результаты работы, сказал: «Зеленоград не утратил свою самобытность».
В эти же годы, кстати, была принята концепция развития Зеленограда как компактного города. Это значит, что округ не превратится в спальный район, будет самодостаточным. И так уже транспортная связь с Москвой стала одной из основных проблем Зеленограда: треть работоспособного населения с утра рвется на «ленинградку», на станцию Крюково, на 400-е маршруты автобуса… а вечером – обратно.

Кстати, о транспорте
Про эпоху автобусных турникетов сочиняли анекдоты, шутили КВНщики. В свое время Зеленоград, который уже прослыл «городом экспериментов», первым ввел такую систему оплаты проезда в городском транспорте. Все логично: самый маленький округ, компактный, изолированный от мегаполиса, да к тому же «электронный» – где же еще пробовать новшества, как не тут?
Но не все так просто. Ко времени начала эксперимента автобусный парк Зеленограда сильно износился. Старые ЛиАЗы уже не справлялись с потоками пассажиров, тем более что с введением в строй крюковской эстакады добавились новые маршруты.
Эксперимент с турникетами прошел успешно: его внедрили по всей Москве. А зеленоградский автобусный парк при этом обновился на 100%! Новые автобусы не с неба упали. Это сегодня вопросам общественного транспорта уделяется повышенное внимание. А тогда быть первым – значило немало рисковать, но при этом искать возможности соблюдать интересы округа и его жителей.
А электрички? «Я хотел бы, –
сказал на одном из совещаний префект представительнице Октябрьской железной дороги, – отвести вас на станцию, объявить по громкой связи: вот этот человек отвечает за качество пассажирских перевозок на электричках, и посмотреть, что с вами сделают». Это было давно. С той поры уже проложен 4-й железнодорожный путь от Москвы до Алабушево, запущены «Ласточки». Путь до Москвы на поезде из кошмара превратился в обычную и даже комфортную поездку.
Но оставались автомобилисты.
– В Зеленограде нет еще «пробок», как в Москве, есть временные затруднения движения, –
справедливо замечал тогда
А. Смирнов. Но понимал: еще немного – и у нас будет даже хуже.
Очень кстати в то время был принят проект создания особой экономической зоны. А что для нее нужно в первую очередь? Коммуникации, в том числе транспортные. Этот момент был использован грамотно.
Проделана громадная работа: построены две развязки на выезде из Зеленограда на Ленинградское шоссе, расширены Панфиловский проспект, Солнечная аллея, улица Гоголя, Озерная аллея, проложены десятки над- и подземных переходов через улицы, перестроены эстакады через ОЖД и реку Сходню. Также добились строительства незапланированного в первоначальном проекте выезда из Зеленограда на платную трассу М-11, по которой сейчас курсирует автобус 400э. Город «поехал». Конечно, транспортная проблема с появлением новых районов и увеличением количества автомобилей остается непреходящей. Но коллапса удалось избежать.

Трудно первые десять лет…
2010 год. В Москве поменялся мэр. Перед столицей поставлены новые задачи, реализуются невиданные прежде по размаху проекты. Префект Анатолий Смирнов остается на своем месте, что неудивительно: Зеленоград органично вписывается в новые программы, для многих из которых (например, «Московская электронная школа», «Московское долголетие») он снова становится экспериментальной площадкой. К этому нам уже не привыкать. Внимание мэра Сергея Собянина к Зеленограду велико, он приезжал сюда большее количество раз, чем его предшественник за все время своей работы. Это не просто интерес – это контроль: как развивается округ, как выполняются обязательства, каковы нужды жителей. Анатолий Смирнов не просто отчитывается о проделанной работе: он ставит вопросы, поднимает проблемы. Уже упомянутые развязки при выезде на «ленинградку» и пуск «Ласточек» по железной дороге, красивые парки, в том числе уникальный «Дом лани», открытие сосудистого центра в горбольнице и современной поликлиники в 20-м микрорайоне – все это достижения нового времени.

Я думал, что построил все
Этими словами А. Смирнов прокомментировал обновление сердца города – площади Юности. Действительно, к тому времени основные строительные, транспортные, благоустроительные проблемы в городе по большому счету были решены. Но городское хозяйство тем и характерно, что дела не заканчиваются. Прирастают новые районы – нужны новые школы, детсады, парки. Изнашивается старая техника или архитектура. Округ включился в программу реновации: всего-то
34 дома у нас, но это по общемосковским меркам мало, а ведь будет перестраиваться целый микрорайон!
Снова юная площадь Юности стала центром городских фестивалей. Дошла очередь и до второго излюбленного зеленоградцами места – парка Победы и Большого городского пруда. Стартовала новая программа мэра – «Мой район». Нужно из сотен предложений граждан выделить главное, не решать местные проблемы с асфальтом и лавочками, а создать цельную концепцию развития каждого района. Предстоит большая работа. Нет, почивать на лаврах – не по-зеленоградски.

За скобками осталось много
Анатолию Николаевичу Смирнову исполняется 65 лет. 48 из них он живет в Зеленограде, 19 – возглавляет город. Если перечислять все достижения округа за это время, газетной полосы не хватит. Мы не назвали еще десятки реализованных программ, внедренных новшеств. Планку за эти годы Зеленоград не уронил. Напротив, поднял еще выше.

Иван ЛАЗАРЕВИЧ,
фото из архива «41»
и префектуры ЗелАО

Рубрика: Общество
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь