Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 23 апреля 2024 г 19:05

Статьи

06 Апр 2016 22:09
Просмотров:

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ОТКРЫТИИ IV РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВСТРЕЧ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ (публикуется в сокращении)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ОТКРЫТИИ IV РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВСТРЕЧ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ (публикуется в сокращении)

– Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые участники высокого собрания! Я хотел бы выразить удовлетворение в связи с тем, что уже сложилась традиция парламентских встреч в контексте работы Международных Рождественских чтений, проводимых Русской Православной Церковью. Это замечательный пример того, как государственное учреждение – сенат, высшая палата парламента, Церковь и общественность могут открыто, непринужденно и принципиально обсуждать различные вопросы, касающиеся жизни наших людей.

Хотел бы выразить благодарность вам, Валентина Ивановна, за то, что вы только что сказали, сказали настолько хорошо и правильно, что в каких-то частях я значительно сокращу свое выступление, просто солидаризируясь с вашими тезисами. Соотношение традиции и новации – один из самых важных вопросов, от решения которого зависит развитие человеческого общества. В разные эпохи по-разному складывалось взаимодействие между этими двумя формами существования человеческой цивилизации. В определенное время традиция превалировала. Но настало время, когда идеи новации стали постепенно оттеснять в сторону идеи и принципы традиции.

С новациями связывается прогресс – научный, технический, а значит, изменение жизни людей к лучшему. А где же осталась традиция? А традиция осталась на периферии общественной жизни. Сегодня традиция не является идеологическим фактором, определяющим современную жизнь. На самом деле, устойчивое развитие общества может осуществляться только при правильном взаимодействии традиционного и новаторского начал. Если будет только традиция, но не будет новаторства и движения вперед, развитие человеческой цивилизации остановится. Поэтому творчество и новации – это тоже часть Божественного замысла. А традиция – это то, что помогает людям выбирать из всего нового только самое важное и существенное, то, что само потом становится частью традиции.

Традиция – это некий фильтр, имеющий в основе своей Божественный критерий. Что это за критерий? Это Богом созданное в человеке нравственное начало. В центре традиции – нравственные ценности. Могут появиться разные взгляды на архитектуру, на живопись, на политическое устройство, но не может появиться разных взглядов на нравственность, потому что нравственность – не от человеков, она дана свыше. Если мы говорим сегодня о международном праве, то отталкиваемся, может быть, неосознанно, от того, что существует нравственный консенсус среди дочерей и сыновей рода человеческого, и этот нравственный консенсус определяется голосом человеческой совести. На этом основано право. И в первую очередь я хотел бы поговорить об этих базисных нравственных ценностях.

Понятия справедливости и достоинства, долга и чести, любви к Родине и самопожертвования, солидарности и милосердия крепко встроены в систему отношений в традиционном обществе. Одним из наиболее действенных инструментов сохранения социальной стабильности является закон. Право – это установление человеческое, но его ценностные основания лежат в нравственном Божественном законе. Оторвите нравственность от закона, и закон перестает быть законом, он начинает обслуживать стихии человеческие, а не выражать то нравственное начало, которое является основой человеческого бытия. Право должно проецировать нормы нравственного закона на различные стороны жизни людей. Но в реальной жизни под воздействием многих факторов, в том числе политических и социальных, право от этого идеала отходит. Идеи вседозволенности, неограниченной свободы личности, крайнего индивидуализма бросают вызов нравственным ценностям, объявляют их ненужными и даже мешающими общественному развитию. И мы становимся свидетелями того, как в ряде стран это опасное явление отражается в законодательстве, что приводит к эрозии важнейших общественных институтов, в первую очередь таких, как семья и школа.

Семья – это, несомненно, один из самых крепких и наиболее консервативных институтов традиционного общества. Это первая и наиболее важная школа жизни для каждого человека. Именно поэтому подрыв духовного и нравственно- го благополучия семьи – это удар по благополучию всего общества, удар по будущему народа и государства. Под предлогом реализации ценности свободы и равноправия ревизии подвергается само содержание понятий семьи и брака. Как известно, в некоторых странах на законодательном уровне закреплена возможность создания так называемых однополых союзов, что идет вразрез с Божественными заповедями и установлениями, рассматривающими семью исключительно как союз мужчины и женщины, созданный в первую очередь с целью рождения детей. Это, пожалуй, самый яркий пример того, как право, неожиданно выпадая из традиции, стало выразителем не Божественной нравственной нормы, а попыткой оправдать человеческим законом грех.

Никогда грех не оправдывался никаким законом – и не только в христианской, но и в иных монотеистических цивилизациях. Мы живем в то время, когда на государственном уровне закон легализует грех, и не знаем, что последует дальше, какие еще грехи будут легализованы, а значит, оправданы. Тем самым у людей сформируется твердое убеждение, что никакого греха вообще не существует. Сегодня институт семьи требует особой защиты со стороны государства. Необходимо на законодательном уровне отстаивать традиционные определения понятий «семья» и «брак», обеспечить семьям защиту от неоправданно- го вмешательства во внутреннее общение супругов и в воспитание детей, принять меры для достойной материальной поддержки молодых, многодетных и неполных семей. Все это имеет особое значение для настоящего и будущего нашего народа и страны.

В прошлом году началось осуществление мероприятий по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики. У Русской Православной Церкви есть возможности, опираясь на свой опыт, оказать государству поддержку и в дошкольном воспитании, и в образовании, и в помощи неблагополучным семьям, и в воспитании будущих супругов и родителей, и в профилактике безнадзорности детей, и в преодолении иных болевых точек современной семьи.

Тема поддержки семьи как оплота традиционно ориентированного общества напрямую связана с темой противодействия абортам. Жизнь сотен тысяч детей ежегодно насильственно прерывается на средства налогоплательщиков, многие из которых категорически не желают быть причастными к детоубийству. Огромной бедой для многих семей оборачивается распространение в обществе наркомании и алкоголизма. В связи с этим полагаю достойными поддержки законодательные инициативы, направленные на дальнейшее ограничение или полное исключение рекламы средств, разрушающих здоровье человека.

Несколько слов хотел бы сказать и о материальном благополучии наших соотечественников. К сожалению, пропасть между богатыми и бедными, усугубленная отсутствием реального общения между ними, не только создает социальную напряженность, но и ввергает людей в опасные духовные состояния: уныние, отчаяние, утрату веры, надежды и любви, так что сбываются слова Спасителя: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). Очень важно, чтобы не только люди, обладающие коммерческой и финансовой смекалкой, но и честно и неленостно трудящиеся на пользу Отечества в разных сферах общественной жизни: в образовании, медицине, науке, на производстве, в сельском хозяйстве, чувствовали уверенность в завтрашнем дне. Достижение большей социальной справедливости должно быть важным приоритетом для законодателей и всего общества.

 Мы также должны подумать о том, как преодолеть такое серьезное общественное зло, как коррупция. Отрадно, что сегодня государство прилагает усилия для эффективной борьбы с этим пороком, объединяющим в себе бессовестность, алчность, ложь и пренебрежение к окружающим. Но более действенным способом в борьбе с ним, убежден, может стать изменение отношения к коррупции в общественном сознании.

Еще один путь «раскачивания» системы традиционных ценностей лежит через образование. Когда сегодня говорят о значении образования, обычно рассуждают о том, что приобретает общество в экономическом плане, получив то или иное количество специалистов с определенными дипломами. Такие оценки, безусловно, важны для государства и общества. Вместе с тем разве можно результаты образования оценивать лишь по той социальной или экономической пользе, которую оно приносит? Такой подход к образованию не только исключает традиционную воспитательную функцию, не только низводит образование до обучения, но и фактически лишает его мировоззренческой составляющей. При таком подходе образованный человек – это специалист с набором навыков или, как сейчас говорят, компетенций.

Но ведь образование есть нечто большее. И образованный человек – не просто специалист, но и личность, обладающая богатым внутренним миром. В заключение хотел бы сердечно поблагодарить всех присутствующих за внимание, а также за возможность поделиться с вами некоторыми своими размышлениями. Русская Православная Церковь, являясь хранительницей духовных и культурных традиций нашего народа, оплотом традиционных нравственных ценностей и принципов, неизменно открыта к плодотворному взаимодействию со всеми здоровыми силами общества. Надеюсь, что наша встреча внесет значительный вклад в развитие конструктивного диалога между Церковью, государственной вл стью и обществом, а также станет еще одним важным шагом в координации совместных усилий во всех сферах деятельности: законодательной, образовательной, просветительской и социальной.

– Это выступление Патриарха Кирилла прозвучало уже три месяца назад, но слово истины со временем не стареет, не становится менее актуальным. Сегодня, когда в мире очень неспокойно, когда под угрозой оказываются главные человеческие ценности – любовь, семья, Родина, – я хочу вновь напомнить зеленоградцам слова предстоятеля Русской Православной Церкви. И очень рада, что возможность для этого появилась в дни одного из главных православных праздников – Благовещения. Пусть эта благая весть придет в каждую зеленоградскую семью и поможет в воспитании наших детей!

Ваша З.Драгункина

Рубрика: Общество
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь