Раскинувшийся среди густых лесов, утопающий в садах белый город, застроенный домами не выше деревьев.
Самый тихий на свете город – соблазн для замученных теснотой, шумом и сутолокой москвичей – таким виделся будущий Зеленоград его первому зодчему Игорю Рожину.
Это тренд!
«Город-спутник» – в конце 1950-х это был последний писк градостроительной
моды. Разукрупнять перенаселенные столицы, отселять людей в компактные, экологически чистые орбитальные города пытались во всем мире. Вокруг Лондона строилось восемь спутников, вокруг Глазго – два. Близ Нюрнберга намечался «сателлит» – Лангвассер, близ Стокгольма – Веллингбю, близ Хельсинки уже красовался Тапиола. Токио и Шанхай тоже готовились вывести промышленность в пригороды. Не отставала
от моды и Москва – на ее орбите между Фирсановкой и Крюково тоже рождался спутник.
Чем соблазнить москвичей?
Коммунально-бытовыми удобствами и близостью к природе – считал первый главный архитектор города-спутника Игорь Рожин. «Новый город окружен стеной больших лесов, в них сейчас много грибов, бегают зайчики и белки. Мы хотим сохранить по возможности существующий зеленый массив. Город разделится на микрорайоны, в центре каждого из них будет сад», – такими идеями делился Рожин весной 1959 года.
Помимо квадратных метров жилья новоселам достанутся кубометры чистейшего озонированного воздуха и воды в искусственных прудах – их на каждого жителя будет приходиться больше, чем в любом другом городе страны. Словом, городской комфорт плюс удовольствие от жизни на лоне природы. Кстати, принцип деления города на микрорайоны, среди лесов и дорог, заложенный Рожиным, соблюдается и ныне. Микрорайон, считал зодчий, должен быть мини-городом, где все под рукой.
Город-сад
Рожин собирался застроить город в основном четырехэтажными домами. Двухэтажные тоже планировались – 6% от жилфонда, а в центре несколько домов повышенной этажности для одиночек и малосемейных. Конечно, дать каждому жителю по земельному участку с выходом на них из квартир невозможно. Поэтому зодчий предполагал создать вдоль кромки лесов по границе микрорайонов коллективные фруктовые сады площадью 3-3,5 га. 25% семей микрорайона будут иметь в этих садах по 75-100 кв. м земли для посадки фруктовых деревьев, цветов или ягод. В садах или между ними Рожин хотел построить школы, детсады и спортивные площадки.
Малино вместо Крюково
По замыслу проектировщиков, ж/д центром нового города мыслилось Малино, а не Крюково. «Платформа Малино должна быть реконструирована и оборудована пассажирским павильоном, переходным мостом через пути и привокзальной площадью», – писал Рожин в 1959-м в журнале «Жилищное строительство». Здесь собирались строить двухэтажный вокзал из стекла и бетона: в цоколе – кассы, наверху –
зал ожидания, по бокам – веранды с широкими крышами. Почему же от этой идеи отказались? Видимо потому, что реконструкция платформы Малино требовала времени и денег, тогда как рядом уже был крупный и развитый транспортный узел – станция Крюково. Она и стала парадным въездом в город. А платформа Малино появилась в расписании только в 1964 году.
Дина ДЕМИНА