сегодня: 28 марта 2024 г 20:13

Новости

18 Дек 2015 12:31 Автор: Е. Александрова

Мольер с блеском идёт на сцене зеленоградского "Ведогонь-театра"

Времена «галантного века» три столетия как минули, а Мольер по-прежнему не желает покидать подмостки Театра. Его современниками по сцене становятся постдраматические пьесы, вербатимы, а он в своих пьесах, не отчаиваясь, продолжает бить ключом гуманности и неугасающей любви. 


В этом сезоне он решил порадовать зеленоградских зрителей: режиссер Карен Нерсисян поставил в «Ведогонь-театре» пьесу «Скупой». 

Увы, теперь здесь практически не осталось места для благоухания высоких, чисто платонических чувств. Сумасшедшая страстность в актерской игре сметает с себя налет мольеровской эпохи, да и вместе с ним скованный реализм, преобладающий в советских спектаклях. Здесь если любят, так любят пылко, неистово, с оттенком безумия! 

Во встрече Валера (С.Зайцев), горячего курчавого юноши, с Элизой (М.Бутова) просматривается интимный танец желания, искрометный подъем не только всей духовной стороны героев, но и телесной чувственности. 

А дуэт Клеанта (М.Калашников) и Марианы (Н.Третьяк) – остро переживающих на расстоянии всю гамму страстности! Им мало написанных в пьесе воздушных поцелуев руки. Им было судьбой предписано вонзиться губами и упиваться друг другом. И даже не склонного к эмпатии Гарпагона (П.Курочкин), глядя на них, начинают тревожить подозрения. 

Да-да, этого вполне себе живого старичка, не то чтобы пожилого, даже легкого на ногу. А как у него загораются глаза при воспоминаниях о деньжатах – не каждый кавалер смотрит так на свою даму! Он легко мог бы походить на вышагивающего Петра I с картины Серова. И походкой, и средствами, если бы не глупости его характера, накладывающие след на его внешность. Причудливый ночной колпак, неподобающие императору лохмотья и непомерная скупость в деньгах. А в человеческом обращении – скупость в любви к ближним своим и к той, кого он лично захотел считать своей невестой. 

Так под одной крышей начинают сосуществовать несколько пародийных любовных треугольников, в коих Гарпагон становится самопровозглашенной вершиной угла. Многоугольная фигура крыши не проста и передает комический конфликт пьесы. Нависающий над сценой фронтон, лишенный помпезности и мрамора, покрыт сплошь всякой никчемностью, перегружен драпировкой, кистями. Чрезмерная красота смотрится карикатурно и снижает стилевой пафос, заложенный пьесой. 

В сценографии К.Данилова подвесной фронтон кружится по периметру сцены, оборачиваясь по сюжету то волшебной каруселью для радости и танцев влюбленных, то плахой – грозным орудием для колесования… Как небосводу ему узко в рамках сцены. И возникает желание раскрутить его так, чтобы он сбросил с себя всю эту маньеристскую кризисную пышность! 

Тот же перебор наблюдается и в костюмах героев. Как шуршат эти платья, нижние юбки, как вьются парики, как развеваются перья на шляпах, как много эстетства, скрывающего за собой вполне земную историю сожительства двух мешающих друг другу поколений. 

И как много посторонних людей в этой довольно интимной истории семьи! Слуги, господа, слуги, судьи, еще слуги. Первым в глаза бросается неуклюжий пройдоха Лафлеш (В.Семеин), который красной тряпкой своих обширных штанов дразнит скрягу Гарпагона; вместе с ним двуликий повар- конюх Жак (А.Бавтриков), распадающийся на несколько персон с помощью полотенца-ручника, конюховской треуголки и поварского колпака, так как служит Гарпагону и поваром, и кучером, а в итоге становящийся крайним виновным во всех мирских бедах; представитель закона – не человек – зеленый камзол Комиссар (А.Ермаков) с детской простотой и звериным оскалом, готовый под- весить без разбора любого попавшегося под руку. 

И притом все лгут, созидая великий хаос! Какие тут Ренессанс и Просвещение! Только завирает кто-то стыдясь и ради любви, а кто-то – бесстыдно и ради наживы. Из последних – сваха Фрозина (Е.Шкурпело), женщина, готовая озолотить вас комплиментами с ног до головы, оставаясь абсолютно к вам непримиримо холодной, – завуалированная в теплые цвета роскошной красоты платья. 

Кто же способен разрешить конфликт, спустить курок хеппиэнда? Уже вопиет к небесам Гарпагон, восходя в своем отчаянии до глубины трагедии и требуя правды на Земле! Правды и на Земле! Смешно… Ну, хотите, – как бы говорит Мольер, – получите. И выпускает на сцену господина Ансельма (Д.Лямочкин) – человека невозможного во всех отношениях, господина случая, бога из машины и бога правосудия – как бы не было нелепо такое сочетание. То недостающее звено гармонии, без которого все в мире оборачивается в хаос. Белоснежный, чистый человек, одаряющий всех своими объятьями, улыбкой, дающий кров и именное отцовство двум сиротам. 

Но даже он не в силах поменять господина Гарпагона, несчастнейшего человека на всей земле, вечно беспокойного, нашедшего свое общество только в компании денег. В завершающей сцене он, одинокий, в окружении тьмы, пугающийся при каждом скрипе половиц, звереет и нацеливает свою не кажущуюся в этот момент совсем неопасной трость в пустоту. Вечный страдалец, засевший в самой сердцевине ада, падающий туда вместе со своим сундуком.

Рубрика: Культура
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Can not find 'block_themenews' template with page '' Can not find 'home_estate' template with page ''
Can not find 'home_contests' template with page ''