Пять лет назад, к 75-летию Владимира Высоцкого, в Зеленограде прошел спектакль В.Золотухина «Я, Владимир Высоцкий». В эти дни нам удалось задать автору спектакля несколько вопросов. Как оказалось, это было последнее интервью артиста, всего через несколько недель Золотухина не стало. Сегодня, в 80-летие Высоцкого, мы решили вспомнить состоявшуюся пять лет назад беседу.
О ЛЮБВИ, О ДРУЖБЕ
– Валерий Сергеевич, не так давно в одном из интервью вы сказали, что с годами все чаще вспоминаете о своем друге. Все в большей мере приходит ощущение мощнейшей личности, друга, оберегавшего от бед?
– С возрастом, а я всего на три года младше Владимира Семеновича, многое видится иначе. А уж такая космического масштаба личность, как Высоцкий, без сомнений. И, конечно, за душу берет ностальгия… Дома я храню его посмертную маску. Так вот в разное время чудится, что она то хмурится, то улыбается. Мистика? Какая- то незримая связь с Высоцким существует до сих пор. Иначе то и дело не ловил бы себя на мысли: как бы он расценил тот или иной поступок, что сказал бы по тому или иному поводу?
…В тот черный июльский день високосного года мир в Стране Советов перевернулся. В олимпийской Москве вопреки гробовому молчанию прессы весть о кончине Гамлета Таганки разнеслась с ужасающей своей болью быстротой. Люди, еще вчера слушавшие его голос- стеклорез из своих магнитофонов, еще вчера прорывавшиеся (Нет ли лишнего билетика?) в театр на постановку с его участием, не могли поверить, что его не стало. В стародавние времена случалось олимпиады прекращались, отменялись ввиду серьезных потрясений. Олимпиаду-80 никто отменять и не помышлял.
Всплакнув на прощанье, очаровательный символ спортивного действа взмыл в вечернее столичное небо и был таков, знаменуя окончание пира во время чумы… Ну, а остальной мир по эту сторону красных флажков продолжал оплакивать гибель Поэта, немало напугав партию и правительство «единодушным проявлением всенародной любви» столь далекой от присущего строителям нового общества «чувства глубокого удовлетворения» от очередного праздника.
– Каким сейчас, по прошествии долгих лет, видится главное в его характере?
– Поразительная – и это в актерской-то среде!– доброта. Казалось, он желал, чтобы счастливы были все и, в первую очередь, кто был рядом. Во всяком случае, мечтал об этом. Он друзьям отмеривал такие комплименты… Был он великим человеком великой души. * * * Дарящая любовь, по известному изречению классика философии, состоит в жажде самому стать жертвою и даянием, что является высшей добродетелью.
Вверх летящее чувство – символ возвышения. Проходящий через Историю, становящийся и борющийся. Любящий и любимый, желающий говорить тихим голосом красоты, но судьбою обреченный хрипеть натужно, не желавший получить небо за землю, вечность за свое сегодня:
Люблю тебя сейчас,
Но тайно, напоказ,
Не после и не до,
В лучах твоих сгораю,
Навзрыд или смеясь.
Но я люблю сейчас,
А в прошлом не хочу,
А в будущем не знаю.
Как знать, не в этих ли строках, исполняемых в спектакле, сокрыта суть отношения к любви и жизни тех, у кого не принято спрашивать об их «почему»? Суть отношения к главному, кто устал от недостижимого и не ощущает себя баловнями судьбы?
О ВРЕМЕНИ, О ВРЕМЕНАХ
– Ныне в большой цене критика всего советского. Прижился даже термин «хомо советикус», на взгляд критиков, вполне отражающий сформировавшийся в ту пору образ строителя светлого будущего …
– Как-то это все не по- человечески получать удовольствие от оплевывания своей истории. А ведь, если всмотреться и стараться быть честным перед собой, времена-то были великие! Да, были и лагеря, было много крови, несправедливости, но мазать все черной краской – занятие недостойное. Вернуть бы то хорошее, что было…
– Исходя из сказанного, как относиться, допустим, к критическим стрелам, выпущенным в адрес другой постановки Театра на Таганке «Владимир Высоцкий», точнее, к утверждениям, что из нее исчез «элемент присутствия»?. Этот спектакль ведь тоже история и не только театральная.
– С 1981-го в первые годы в спектакле участвовали люди, которые многие годы были рядом с Владимиром Семеновичем. На сцену выходили Николай Губенко, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов – все, с кем рядом зритель и привык видеть Высоцкого. Поэтому и создавалось впечатление, что есть «элемент присутствия». Когда в спектакль влилось другое поколение, артисты не знакомые с ним лично, он исчез. Странно, если бы было иначе. Что для верующего обращение к Богу? Возможно, попытка направить взор на близких, друзей, себя, постичь тайну своей души? Каждый новый день актер и руководитель Театра на Таганке начинает с обращения к Богу. Молится за близких, за театр, за себя. Всматриваясь в себя, прокладывая путь к самому себе, созидатель идет дорогой любящего, не обращая внимания на вопли критиканов, письма доброхотов и чьи-то домыслы.
– Валерий Сергеевич, что только не прочитаешь в Интернете. Например, что вы построили в родном селе на Алтае храм взамен разрушенного отцом…
– Храм действительно построен. Только мой отец ничего не разрушал. Имелось в виду, конечно, что нужно восстанавливать порушенное прежними поколениями. Примечательно, что построить храм помогли Владимир Владимирович Путин, он был тогда в должности премьер- министра, и губернатор Алтая.
– А в Интернете вы частый гость?
– Нет, на все времени не хватает. Вот для младшего сына это, как сейчас принято говорить, его тема. Другие времена, другие интересы.
– Можно ли в таком случае говорить, что строительство молодежного театра на Алтае – это ваша попытка идти в ногу со временем?
– Театр построен на месте бывшего ДК комбината, на сцене которого выступал еще мальчишкой. И первым произведением, взятым для постановки, стал «Тимур и его команда» А.Гайдара.
Вместо традиционного последнего вопроса о дальнейших творческих планах завершить интервью хочется так, как завершается книга Валерия Сергеевича «Банька по-черному»:
Значит, и во мне есть искра Божия,
Не зря меня кормит народ Своим хлебом,
Но плачет ли кто-нибудь
Над моими книгами?
Так, стихами А.Яшина уже четверть века В.Золотухин начинает каждую встречу со зрителями.
Игорь БАБАЯН
Рубрика: Люди
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»
|
|