Биофизик Максим Никитин: «От появления первых диодов до создания смартфонов прошло больше 100 лет. Я надеюсь, что мне и другим учёным намного быстрее удастся пройти путь от наших первоначальных систем до полнофункциональных биомедицинских нанороботов, давно предсказанных фантастами».
МИНИ – АЙБОЛИТ РЕЗКО ПОУМНЕЛ
– Мы создали особую наночастицу. По сути, это умный наноробот, который сам сможет принять решение, надо ли ему взаимодействовать с какой– либо клеткой или стоит пройти мимо, – сообщил Максим Никитин. Представляете? Не очень? Тогда послушайте президента России Владимира Путина:
– Биокомпьютерные нанороботы способны одновременно проводить диагностику и адресную доставку лекарств к пораженным участкам. Результаты исследований ученого позволяют перейти к персонализированной медицине, подобрать индивидуальное лечение для конкретного человека.
Заявил об этом Владимир Владимирович в феврале нынешнего года, награждая Максима, как одного из трех лауреатов премии президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2017 год. В конце августа ему исполнилось 32, и сейчас он – заведующий лабораторией нанобиотехнологий МФТИ. Возглавивший ее пять лет назад, то есть в 27! Причем Максим Петрович признался: «О биороботах я мечтал с 10-го класса. Только тогда я думал, что они будут электронно-механическими мини-системами, которых можно будет запускать в организм для лечения болезней. А потом уже понял: биомолекулярные системы гораздо эффективнее.
Навели мы пока тень на плетень. Сейчас разберемся, но ясно одно: этот молодой человек, кстати, закончивший факультет прикладной математики и физики МФТИ, создал новое направление в науке, способное совершить подлинный переворот в медицине. Понятно, журналисты вечно торопятся, им подавай сенсации, в то время как сегодня Максим Никитин продолжает напряженную работу над усовершенствованием своего наноробота. Но суть вот в чем: еще восемь лет назад этот совсем молодой парень уже предъявил научному сообществу подход к развитию тераностики. То есть, к возможности создать методы лечения, одновременно способные на ранних стадиях диагностировать заболевание и разработать препарат, на него воздействующее. Фантастика, которая в скором времени станет реальностью!
ТОЧЕЧНЫЙ УДАР
24-летнего аспиранта МИФИ М. Никитина восемь лет назад пригласили участвовать в «круглом столе» на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России под председательством Дмитрия Медведева, тогда – президента страны. Обсуждали вопросы инновационных технологий в детском здравоохранении. Когда Дмитрий Анатольевич предложил высказаться участникам «круглого стола», Максим встал и объяснил суть проблемы, с которой столкнулся. И опять мы бежим впереди паровоза вместо того, чтобы объяснить, в чем принцип открытия. Но главное-то – в чем «суть» самого Максима и таких, как он!
Можно сколько угодно перечислять проблемы, не позволяющие что-то сделать. И вдруг появляются люди, совершающие парадоксальные вещи, а проблемы, коих немерено, они преодолевают параллельно. Уже в 22 года, на шестом курсе (!) МИФИ, Максим обозначил первые результаты своего открытия, показав, как можно проследить за магнитными наночастицами в кровотоке живой мыши. А пять лет спустя он представил миру стройную гипотезу с доказательствами, позволяющими пересмотреть в будущем всю систему лечения болезней. М. Никитин сотоварищи создал метод, с помощью которого можно запускать в организм определенные дозы лекарств, находящиеся в молекуле. А снаружи у нее – молекулы антител. Они способны вычислить клетку, которую надо излечить или, напротив, уничтожить. Этот наноробот находит клетку, выгружает лекарство – оно воздействует на больную клетку, но не затрагивает здоровую. Сегодня мы принимаем, к примеру, мощные антибиотики, и они без разбору убивают и здоровые клетки, и больные. А тут удар сугубо точечный.
– Я сумел найти способ, позволяющий наночастице анализировать сразу много факторов в организме и принимать единственно правильное решение, – объясняет Максим. – Это решение – взаимодействовать с конкретной клеткой или пройти мимо.
СРОЧНО НУЖЕН РЕАГЕНТ!
Но такое впечатление, что, работая над этой идеей, Максим сам превратился в подобную «частицу», принимающую четкие решения. Во-первых, исследования он провел именно в России. Во-вторых, его задачей была публикация статьи по окончании первоначальных изысканий в одном из самых влиятельных западных научных журналов. Для чего? Пока такова устоявшаяся в мире система: подобная публикация означает гарантированное внимание инвесторов и, соответственно, значительное ускорение дальнейших работ и доведение их до практических результатов.
Но это очень сложно, тем более отечественному ученому. После многочисленных отказов пять лет назад статья 27-летнего ученого, фактически уникальное открытие, была опубликована в одном из самых серьезных научных американских журналов «Nature nanotechnology». Что, однако, потребовалось Максиму для проведения столь серьезной работы? Около двух лет он работал по 10-11 часов в день с одним выходным в месяц!
Он истратил на реагенты для проведения опытов почти 20 тысяч долларов личных средств. Часть опытов приходилось проводить дома, потому что ночью в одном из трех НИИ, где он работал, охрана находиться запрещала. Так вот, с этими реагентами, по словам М. Никитина, одна из главных закавык. Их доставляют в Россию очень долго, подчас в течение нескольких месяцев, что очень тормозит эксперименты.
– Дело в том, что нам требуются крайне редкие реагенты – опыты же единичные, и реагенты нужны в очень небольшом количестве. И производят их во всем мире зачастую лишь несколько фирм или даже лабораторий.
Так вот, помните, мы упомянули об участии Максима в «круглом столе» в присутствии главы государства. Молодой ученый озвучил эту проблему с реагентами. Высокопоставленные участники конференции обратили на нее серьезное внимание, подробно дискуссировали. В результате было заявлено, что в НИЦ «Курчатовский институт» организуется специальная таможня для нужд российской науки.
Сейчас Максима Никитина знают во всем мире. Он получил престижную отечественную премию и активно продолжает разрабатывать теорию и практику тераностики. Максим убежден: в данном направлении, которое он, собственно, и создал, Россия может оказаться на ведущих ролях. А мы с вами лишний раз убеждаемся, что неподъемные задачи решаемы. Если забыть о том, что решить их почти невозможно. Как? М. Никитин сказал «А». Он назовет все буквы этого алфавита. Безусловно.
Владимир РАТМАНСКИЙ
Рубрика: Наука и образование
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»
|
|