Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 27 апреля 2024 г 14:16

Интервью

21 Июл 2023 12:23
Просмотров: 1441

Писатель Андрей Усачев: «Я стараюсь не врать, хотя не всегда получается»

Писатель Андрей Усачев: «Я стараюсь не врать, хотя не всегда получается»

Семья Андрея Алексеевича Усачёва переехала в Зеленоград, когда ему было девять лет. А недавно знаменитому писателю исполнилось 65. Мы решили поздравить его с юбилеем. «Вызвонить» его удалось на даче в Смоленской области, где он гостил у мамы Розы Иосифовны. Она – легендарная личность, замечательный зеленоградский педагог.  В спектакль Ведогонь-театра «Белки, сосны, микросхемы» вошел целый эпизод из ее биографии.

Но сегодня  об Андрее, книги которого переведены на пятнадцать языков.  65 – это повод пожелать юбиляру долгих творческих лет и, конечно, поговорить о хорошей детской литературе, правилах жизни и любимых местах в Зеленограде.

Он не собирается писать мемуары, потому что проза дается ему «тяжело». К тому же для мемуаров нужна хорошая память, цепкий взгляд, внимательность к деталям. С этим у писателя, по его признанию, «не очень». Самая главная же причина отказа в том, что писать нужно о важном и главном, о том, что тебя волнует… А об этом Усачёв пишет – в стихах и сказках.

Мне казалось, что, чем старше становишься, тем четче формируется кодекс поведения, набор правил жизни. Но Андрей Алексеевич считает, что с возрастом, «скорее укореняются консерватизм, предубеждения, привычки, которые «замена счастию». Никаких строгих правил у него нет.

– Я стараюсь не врать, хотя не всегда получается. Не брать чужого, с этим вроде бы все нормально. И быть вежливым с людьми, вне зависимости от их возраста, статуса, социального положения.

В молодости Усачёв хотел известности и славы, как, наверное, большинство молодых людей. Потом, по его словам, это прошло. Стало понятно, «что «глория мунди» не главное. И даже доставляет множество неудобств.

– Сочувствую актерам, которые в метро прячутся за черными очками и надвигают кепку пониже на лоб. Единственное, к чему такая репутация обязывает, – не халтурить, не понижать планку. Но это, вообще, профессиональная обязанность в любом деле – работать честно, держать уровень.

Свой уровень Андрей Усачёв держит более тридцати лет.  Удивительно, кем довелось поработать будущему автору нашумевшей книги «333 кота», прежде чем вырулить на литературную дорогу. Он трудился в охране по сопровождению железнодорожных составов, подметал улицы, мыл посуду, занимался техническим обслуживанием театральной сцены, убирал пляжи и редактировал журнал. Учился в Московском институте электронной техники (альма-матер множества зеленоградцев), после четвертого курса ушел в армию, позднее окончил филологический факультет Тверского государственного университета. Но писать начал немножко раньше, первые стихи были текстами песен для рок-группы, в которой он играл на барабанах.

Что поспособствовало повороту в сторону детской литературы?

– Когда мне было 20-25 я писал “взрослую” лирику, и считая, что лирический герой должен страдать и мучиться, страдал… Только ни эти страдания “юного Вертера”, ни само писание стихов радости не доставляли… Совершенно случайно мне в руки попала тоненькая книжечка детских стихов Хармса (взрослого тогда еще не печатали) “Бегал Петька по дороге, Бегал Петька по панели…”

И такая от них энергия исходила, что я вдруг понял очень простую вещь: Стихи надо писать от радости. И для радости! С тех пор и пишу для детей.

Молодой писатель сотрудничал с такими журналами, как «Мурзилка», «Пионер», «Веселые картинки», «Крокодил». Писал фельетоны, юморески, стихи. Первая книжка вышла незадолго до развала СССР. Плодотворным и важным для дальнейшего становления оказался творческий союз с Эдуардом Успенским, «папой» Чебурашки.

– Хорошая детская книга – это прежде всего динамичный сюжет, без длинных описаний и сложных метафор, считает Андрей.  Книга желательно веселая, способная удивлять неожиданными поворотами событий и героями, парадоксальными мыслями и чудесами. Короче, она должна быть интересной. И чтобы добро победило зло. Детская книга должна быть оптимистичной, укреплять, а не расшатывать психику ребенка. Этим потом займется взрослая литература.

Популярности Андрея Усачёва способствовали мультипликационные фильмы и театральные постановки, созданные по его книгам. Например, в зеленоградском «Ведогонь-театре» с успехом идет спектакль «Умная собачка Соня».

Писатель определяет себя как сочинителя, который все берет из головы. Без кокетства признается, что некоторые вещи даются ему легко, некоторые он «высиживает» неделями. Случается, что работа загоняет в ступор. И тут спасает умение переключаться, не зацикливаться на одном. Усачёв не ждет вдохновения. Он полагает, что писание – сродни добыванию огня. Нужно садиться, тереть камни друг о друга, пока не высечешь искру. Им так много написано, что содержание некоторых книг Усачёв не помнит. Порой, встречая в сети или сборниках отдельные строчки, с удивлением думает: «Неужели, это я написал?»

Литературные критики и читатели ценят Андрея Усачёва за дерзкий юмор и умение отбросить случайное, незначительное, чтобы уловить и передать основную мысль без нарочитой декоративности. Его книги, как и раньше, подкупают искренностью, красочностью, жизнелюбием. И, самое важное, находят нового читателя повсюду и, разумеется, в его родном Зеленограде. Тем, кто не бывал здесь, писатель рекомендует, в первую очередь, посетить лес.

– Наш прекрасный зеленоградский лес, с грибами, орехами, черничником возле Черного озера. Я там давно не был. Но что может быть лучше леса в городе?!

Шевкет Кешфидинов, фото из личного архива Андрея Усачева

Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь