Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 19 апреля 2024 г 17:55

Статьи

16 Июл 2014 14:29
Просмотров:
Автор: к.и.н. А. Данилин

Слово о преподобном Сергии Радонежском

700 лет назад в Ростове Великом родился великий заступник Земли Русской – преподобный Сергий Радонежский. Это было тяжкое время в истории нашей страны: гнет татаро-монгольского ига, набеги татар, междуусобные войны русских князей, доносы, убийства, постоянный страх, душивший людей! Ростовскую землю разоряли то татары, то русские князья.

И вот посреди этой крови, этой грязи вдруг вырос образ великого святого подвижника, который всей своей жизнью показал такие высоты духа, что остается только удивляться – как человек смог подняться на такую высоту.

Преподобный Сергий – человек великий, личность загадочная. Историки не знают точно ни одной даты его жизни. Его биография – сплошные гипотезы. Год рождения – примерно 1314-й, год кончины – возможно 1392-й. Остановимся на нескольких событиях его жизни и истории Руси.

Вскоре после установления монгольского ига на Руси появилось гениальное литературно-философское произведение – «Слово о погибели Русской Земли». В нем звучит мысль о том, что нашествие монголов – это наказание Божье за грехи людские. А значит, нужно покаяние. Но каким оно должно быть? Каким путем идти? Какой он, истинный путь Христов? И святой Сергий показал его людям.

В первой половине XIV века русские монастыри переживали не лучшие времена. С точки зрения монашеского аскетизма, порядки во многих из них были мирские: существовали так называемые особножительные монастыри, в которых каждый монах жил как бы отдельно от других, в зависимости от своего материального достатка. Это были по сути богадельни, в которых люди коротали старость.

Необходимо было вернуться к идеалу высокого аскетизма, к тому, что называется общежительный устав, к тому, что было завещано отцами-создателями монашества – Василием Великим и Григорием Богословом. Заслуга преподобного Сергия в том, что он сумел поднять русское монашество личным примером, примером своей общины, которую он создал и из которой вышли основатели многих новых монастырей.

Путь самого Сергия в монашество был необычен.  Он начал с того, что является вершиной монашеского подвига, – с отшельничества. Двадцати трех лет от роду он со старшим братом основал обитель в глухом лесу. Потом брат его покинул, и Сергий вел труднейшую жизнь отшельника. Люди, ищущие путь к Богу, потянулись к подвижнику, и Сергий допустил создание небольшой общины (12 человек, по числу апостолов).

Сначала у них был особножительный устав, а в 1350-е годы перешли к общежительному. В этой маленькой общине были восстановлены Евангельские отношения между людьми. Святой Сергий смог воспитать братию в истинной Любви. Эту Любовь чувствовали и простые крестьяне, и князья, приходившие к Сергию. И они чувствовали, что гнев Божий, наславший на Русь монголов, заканчивается и открывается какая-то новая, светлая полоса в жизни Руси. Искра надежды со временем трансформировалась в духовно-нравственный подъем, в уверенность в своих силах и в веру в победу над монголами.

В общине Сергия  духовная жизнь братии сочеталась с постоянным физическим трудом. Сергий не разрешал братии уходить за подаяниями в деревни. Но скудная лесная нива при всем старании давала малый урожай. Весной припасы обычно кончались, и наступал голод.

Согласно особножительному уставу, по которому сначала жила братия, каждый сам заботился о своем пропитании. Сергий щедро раздавал свои припасы всем просящим, а потому первым начинал голодать. Житие святого Сергия повествует нам о том, что он однажды не ел три дня подряд. На четвертый день, когда голод стал невыносим, Сергий предложил одному из братии, старцу Даниилу, пристроить сени к его кельи, чего тот давно желал. За свою работу игумен просил лишь несколько гнилых сухарей. Даниил был готов поделиться последним и даром. Но Сергий не желал принимать хлеб как подаяние. Он хотел взять только то, что заработал своими руками. Весь день игумен трудился, не покладая рук. Вечером сени были готовы. Только после этого, помолившись, стал есть сухари. Так игумен преподал братии наглядный урок.

Обитель, основанная Сергием, была посвящена Святой Троице. А ведь до середины XIV века на Руси был лишь один храм Святой Троицы – надвратная церковь в Киево-Печерском монастыре. Очевидно, в сознании людей Святая Троица не была важным символом, которому следует посвятить отдельный храм. Слишком абстрактное понятие! 

Сергий Радонежский основал Троицкую церковь, затем Троицкий монастырь, и уже потом по всей Руси стали строить Троицкие храмы. Преподобный ввел идею Святой Троицы – идею единства на всех уровнях жизни (духовном, политическом, душевном), и это был великий вклад в становление единой национальной идеологии.

Московский князь Дмитрий Донской решился нарушить традицию отцов и дедов, которая состояла в том, чтобы ни в коем случае не ссориться с ордынскими ханами. Почему князь решился на восстание против Золотой Орды? Он знал, что в Орде наступила Великая Замятня – обострилась борьба за ханский престол. С 1357 по 1382 год там сменилось 25 ханов! Орда ослабла, наметился ее распад.

В 1374 году, встретившись в Переяславле, русские князья согласились с предложением Дмитрия начать борьбу за независимость. Но когда в 1380 году стало известно, что на Русь идут огромные полчища Мамая, и Дмитрий послал к князьям гонцов с призывом собирать войска, то большинство из них отказались, сославшись на разные обстоятельства.

Московская дружина и отряды мелких князей не могли противостоять огромному войску Мамая. В этой обстановке у Дмитрия оставался один шанс –

собрать народное ополчение, простых крестьян и ремесленников. Но чтобы мотивировать их на смертный бой нужно было доказать, что предстоит не очередная междуусобная война,  а священная война за Веру Православную!

И Дмитрий поехал за помощью к преподобному Сергию, хотя у того были претензии к Дмитрию за его самоуправство по отношению к церкви. Но святой Сергий поднялся над мелкими конфликтами. Преподобный дал благословение и дал  двух иноков – Пересвета и Ослябю. Зачем? А как наглядно докажешь народу, что сам Сергий дал благословение?  Пересвет и Ослябя ехали на конях рядом с князем, а народ их знал. Знал, что это троицкие иноки, которые не выйдут из монастыря без благословения самого  Преподобного. И Дмитрию удалось собрать народное ополчение.

Сражение на Куликовом поле открыл поединок Александра Пересвета и печенежина Челубея. Пересвет по происхождению был брянский боярин, знавший военное дело. Были ли битвы в истории Руси, когда послушники брали в руки оружие и сражались? Вряд ли.

Наши воины видели инока Пересвета с копьем в руках, и было ясно – идет война особенная. И здесь необходимо либо умереть, либо победить! Молитва Преподобного, участие Пересвета и Осляби, действия, предпринятые князем Дмитрием, привели к тому, что каждый воин «придушил» в себе страх, а значит, победил до начала битвы. И здесь роль святого Сергия огромна!

В 1892 году на юбилее, посвященном преставлению Преподобного, историк В.Ключевский сказал: «Крепость политическая может быть только тогда, когда она построена на фундаменте нравственном». Соединение нравственности и государственного строительства дает результат, который простоит века, и святой Сергий Радонежский стал тем нравственным фундаментом, на котором строилось и росло потом московское государство.

Рубрика: Культура
Издание: Газета "41+ Солнечногорск"

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь