Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 18 апреля 2024 г 22:07

Статьи

24 Июл 2015 17:00
Просмотров:
Автор: Е. Афанасьева

От Руси к России

От Руси к России

В Музее Зеленограда прошла презентация выставки «Путь Руси», посвященной актуальному и самобытному творчеству Л.Феодора, заслуженного художника РФ и руководителя Музея русской культуры.

С творениями художника можно познакомиться до 28 июля в Музее Зеленограда (ул. Гоголя, д. 11в).

Искусство Леонида Феодора неразрывно связано с историей нашего народа. Художник родился на северной земле, в Архангельске, в области которого до сих пор стоят уцелевшие островки священных рощ славян-язычников. Белое море, знаменитый Музей русского деревянного зодчества и деревянной скульптуры, несомненно, повлияли на мировосприятие художника.

Л.Феодор получил профессиональное образование в Ростовском художественном училище (отделение живописи), в Московском полиграфическом институте (отделение графики).

К 1975 г. относятся его первые шаги к иллюстрированию великого памятника культуры «Слово о полку Игореве», впоследствии, после многочисленных поездок по северу, средней полосе, Пскову, Новгороду, Дону, Причерноморью выразившиеся в целой серии гравюр, отпечатанных на берестяных пластинах с рукописным текстом.

«Слово о полку Игореве» стало для художника ведущей темой, открывшей ему Россию в разных ее ипостасях: не только строгой, величественной православной, но и природосообразной, языческой, нашедших отражение в дальнейшем творчестве автора.

Открывая практически любой учебник по русскому искусству, истории русской культуры, вы увидите, что точкой отсчета, тем временным этапом, с которого начинается повествование книги, является X в. н.э., словно того древнего культурного пласта периода язычества не существовало. Тем не менее общеизвестно, что культурные традиции древних славян, претерпев определенные трансформации, объективно сохранили свои основные сущностные характеристики, отразившись и в искусстве, и в быте русского народа на всем протяжении истории отечественной культуры.

Христианство так и не смогло вытеснить язычество и утвердиться в ортодоксально-догматическом виде. В результате архаичные верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официально-церковного культа, формируя русский феномен двоеверия. Так вера в домовых, обереги и приметы жива до сих пор.

В художественной культуре также прослеживается влияние языческих корней. Процесс обрусения византийского стиля выявился рано и весьма энергично, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием древнерусской культуры.

Две основополагающие характеристики русской культуры – православие и славянское язычество – нашли гармоничное воплощение в творчестве Л.Феодора. Высказанные языком авангардного искусства они словно протягивают нить истории, идущую из глубины веков к современной действительности, представляя единую историю единого народа.

Работы художника, обладая сложной композицией, колористическими сочетаниями, насыщенностью символами, при внимательном рассмотрении раскрывают перед нами те философские концепты культуры, на которых строится менталитет русского народа. Здесь и концепция единства мира в его многообразии, складывающегося, словно из сотен мозаичных кусочков в пространстве работ, встречающаяся многоликость персонажей, так напоминающая известный збручский идол. Здесь и принцип цикличности течения жизни, который вы обнаружите в перетекающих из одной в другую формах, замкнутых круговых, квадратных прямоугольных структурных элементах и др.

Несмотря на общий яркий колорит работ, насыщенный теплыми тонами, в них присутствует и драматизм. Наличие деконструктивных элементов и образов словно говорит о том, что Русь жива вопреки многим историческим и социальным потрясе-ниям, которые происходили в ее судьбе.

Творчество Л.Феодора сродни художественным поискам Русского ренессанса конца XIX – начала XX века, когда ощущение кризиса эпохи и грядущих перемен заставили интеллигенцию задуматься о том, что данному настоящему предшествовало бесконечное прошлое. Тогда политические и социальные перемены в России, остро вставшие на рубеже столетий вопросы национального самосознания славянских народов, мировоззренческий кризис переходного времени способствовали обращению представителей науки и искусства к дохристианскому прошлому славян, к активному научному и художественному освоению древней культуры наших предков, породив направление Русского модерна. Таким образом, творческое переосмысление прошлого открыло дверь в будущее.

Творчество Л.Феодора опирается на основополагающие концепты русской культуры, но не боится эксперимента и авторской позиции, синтезируя различные материалы и техники. В результате возник яркий самобытный, своеобразный стиль, который действительно узнаваем. Для художника, живущего в насыщенном мире искусства, всегда важно сказать нечто новое, которое будет воспринято зрителем, понято им. Леониду Феодору это удалось – найти свой путь, который созвучен Пути Руси.

Рубрика: Культура
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме