Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 28 марта 2024 г 17:12

Статьи

18 Мар 2014 16:03
Просмотров:
Автор: Игорь Сидоров, капитан I ранга запаса

Корабельные рынды на звоннице

Корабельные рынды на звоннице

Нужны ли сегодня священники в армии и на флоте? Для нас этот вопрос не праздный – в армии служат наши братья, отцы, дети. Чтобы ответить на него, я решил встретиться со священником, который по своему статусу и влиянию стал самым авторитетным на Черноморском военном флоте. Его по праву называют флотским батюшкой за личное участие в жизни военных моряков, в выполнении ими военного долга, в военных, антитеррористических и миротворческих операциях.

По данным независимого опроса жителей Севастополя, главной базы Российского ЧФ, протоиерей отец Георгий Поляков вошел в число самых известных  людей в городе русской морской славы.  Впрочем, сам священник эти слова воспринял с некоторой долей осторожности.

– Священнику слава ни к чему, – говорит отец Георгий. – Это одно из величайших искушений, изобретенных врагом рода человеческого. Она уводит людей от Бога. На исповеди православные христиане каются в грехе тщеславия, если они внимательны к себе. И потому, где бы ты ни служил, куда бы ни был поставлен, – делай всё во славу Божию. А благодарность людскую прими как Божию милость к тебе.

В том, что отец Георгий ничуть не лукавит, я убедился, попросив  разрешения написать о нем.

– Зачем? – искренне удивился протоиерей. – Я этого совсем не достоин. Вот о ком нужно писать, – и он показал в сторону только что получившего благословение молодого человека. – Знакомьтесь – это отец Михаил. Правда, никакой он не отец, но все прихожане его так называют. Он пришел сюда несколько лет назад, я его крестил в этом храме, затем он привел сюда отца и мать, впоследствии он венчался у меня, а недавно я крестил его ребенка. За то, что Миша не пропускает ни одной службы, много помогает в хозяйственных делах, прихожане стали называть его отцом Михаилом. На таких людях,  как он, всё и держится. Не только у нас в храме, но и в государстве.

Я счел своим долгом передать отцу Георгию от офицеров Главного штаба ВМФ слова искренней признательности за всё, что он делает для ВМФ России.

Свято-Никольский храм, где служит о. Георгий, находится на Братском кладбище православных защитников Севастополя, погибших при обороне города в 1854–1855 гг. Здесь находятся 472 братские могилы, где покоятся тысячи безымянных нижних чинов, а также 130 могил офицеров и генералов. И сегодня, несмотря на то, что город русской морской славы стал украинским, а русская история и культура искореняются национально озабоченными украинскими политиками, на территории храма развевается Андреевский флаг – исторический и современный флаг кораблей ВМФ России. На этой святой  земле покоятся не только прославленные герои, такие как генерал-адъютант Э.И. Тотлебен, адмиралы П.И. Кислинский, М.Н. Кумани, Л.М. Серебряков, но и прах мичмана М. Бочкова, погибшего на АПРК «Курск». Храм был создан исключительно на пожертвования оставшихся в живых защитников города и потому является святыней и символом мужества русских моряков.

Раздался колокольный перезвон.

– Вы еще не были на нашей звоннице? – спросил отец Георгий. – А знаете ли вы, что у нас звонят только корабельные рынды?

Вместе с мальчиком лет десяти, облаченным в ризу, я поднялся наверх по крутой, как корабельный трап, лестнице.  Вышел на открытую всем морским ветрам маленькую, как сказали бы на флоте – «марсовую» площадку. Меня буквально оглушил звон двенадцати больших и малых корабельных рынд. На самой большой из них была выгравирована прописными буквами надпись «Крейсеръ Варягъ», а на самой маленькой была едва различима только дата – «1868 годъ».

Внизу в храме уже шла воскресная служба. Отца Георгия выделяет не только хорошо поставленный «оперный» бас. В его осанке угадывается строевая выправка – до принятия сана он служил в морской пехоте ЧФ. Среди прихожан – офицеры и мичманы ВМФ, казачий атаман (тоже офицер запаса), старшины и матросы. Сюда идут, чтобы приложиться к святыням Русского Православия, собранным благодаря неутомимой энергии о. Георгия.  Cpeди них – мощи Святого Апостола Андрея Первозванного, доставленные в Севастополь со Святой Горы Aфoн в Греции. C его именем связан главный символ Военно-Морского Флота России – Андреевский флаг.      3дeсь же находятся мощи самого чтимого на Руси святого – Николая Чудотворца. Отец Георгий верит, что эти святые и их присутствие в городе русской славы хранят наш флот. «C нами Бог и Андреевский флаг, с нами наши великие святые»,  – говорит он своим прихожанам. И я не раз видел, как эта вера переходит к людям, давая им силы стать выше обстоятельств. Среди особо чтимых икон в храме отец Георгий показал и новую икону – святой Николай Чудотворец изображен на фоне АПРК «Курск».

Неутомимая деятельность священника по окормлению военных моряков, их православному и патриотическому воспитанию говорит сама за себя. Без его участия на флоте не обходится ни одно мероприятие! Он знает каждый корабль и его командира. Когда он говорит о воинском долге, патриотизме и жертвенном служении Отечеству, – это не просто проповедь. На это у священника есть и по-человечески моральное право.

На БДК «Цезарь Куников» наши каюты были рядом во время выполнения боевой операции по высадке российского десанта в Косово. На корабле батюшка окроплял святой водой и освящал командный пункт, совершал православные богослужения и даже обряд крещения десантников ВДВ, которые под его влиянием приняли православную веру. Я видел отца Георгия в пункте высадки, благословляющего и осеняющего крестом и молитвой наших воинов на выполнение боевой задачи. И она была выполнена успешно. Отец Георгий вылетал с нашими морскими пехотинцами в Чечню во время первой и второй антитеррористических операций. Священник проводил богослужения и поднимал воинский дух в частях, находящихся в районах боевых действий. А какой патриотический подъем испытали наши военные моряки, когда, возвращаясь после высадки десанта, БДК «Цезарь Куников» зашел в залив Ситония к Святой Горе Афон в Греции, где находится Свято-Пантелеимонов монастырь, принадлежащий Русской Православной Церкви! Это был первый заход российского боевого корабля за  90 лет. Отец Георгий  помог добиться этого визита по дипломатическим каналам.

Я стоял на воскресной службе в Свято-Никольском храме. После ее окончания отец Георгий провел меня в алтарь.

– Вот здесь, на этом самом месте, стоял Государь-император во время своего приезда со всей семьей в Севастополь, – пояснил он. – Чувствуете, какая здесь благодать?

Да, я ее чувствовал. Я чувствовал умиротворение, удивительное спокойствие и абсолютную уверенность  в будущем. Куда-то ушли мятежность чувств и суетность мыслей. Я видел глубокую силу веры отца Георгия. Мне не раз приходилось видеть, как у огня его веры грелись десятки и сотни людей.

О себе отец Георгий мне так ничего и не рассказал. Только произнес на прощанье:

– Будете в Севастополе, – приходите.

Я обещал. Значит, обязательно приду. Не смогу не прийти.

После встречи с протоиереем Георгием вопрос о том, нужны ли священники в армии, отпал сам собой. Кто еще кроме священника заглянет в душу матроса или солдата? Куда и кому нести ему свои печали и невзгоды? С кем поделиться самым сокровенным, личным? Кто убережет его от ошибок, выслушает, подскажет, вразумит, и при этом сохранит всё в тайне? Кто будет заботиться о духовности и моральном климате, дружбе и товариществе? Священники нужны! Но такие, которые, как отец Георгий, могли бы разделить все тяготы и лишения военной службы. Для которых солдаты – это не «личный состав» для проведения лекций и занятий, а живые люди со своей неповторимой душой, судьбой, проблемами и несовершенством.

Рубрика: Общество
Издание: Газета "Глас Солнечногорья"

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме