Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 19 апреля 2024 г 00:32

Статьи

16 Мар 2018 10:47
Просмотров:

Учитывать интересы каждого ребенка

Учитывать интересы каждого ребенка

В столице начинается разработка стратегии развития столичного образования до 2025 г. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, в столичном образовании уже удалось достичь серьезных результатов.

– Важно, что теперь хорошее образование можно получить не только в десятке топовых и престижных гимназий, но и в сотнях обычных средних школ Москвы, – отметил мэр.

Каким образом это удалось сделать за достаточно короткий период, окружной газете Зеленограда «41» рассказали руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина и первый заместитель руководителя департамента образования Михаил Тихонов, курирующий Зеленоградский административный округ.

Исаак КАЛИНА:

 – Московская система образования сегодня входит в десятку лучших в мире. Этого удалось добиться в результате перехода на личностно-ориентированный принцип финансирования школ, улучшения материальной базы, расширения многопрофильности школ, повышения заработной платы учителей и создания условий для современного технологичного педагогического труда, реализации городских мегапроектов по развитию «Московской электронной школы» и предпрофессионального образования.

В большом количестве школ сегодня работают предпрофессиональные классы – инженерные, медицинские, кадетские, академические, так что ребята еще за партой могут попробовать свои силы в разных областях, чтобы осознанно выбрать будущую профессию. Да и учиться стало гораздо интереснее: в школьных зданиях появляются, например, настоящие лабораторные комплексы, IT-полигоны, а библиотеки превращаются из хранилища книг в очень востребованные учениками и учителями высокотехнологичные информационные центры. Высокое массовое качество столичного образования подтверждается результатами международных исследований и олимпиад, а также государственной итоговой аттестацией.

– Как соотносятся рейтинг школ и качество образования?

Исаак КАЛИНА:

– Рейтинг вклада образовательных организаций в массовое качественное образование московских школьников – это стимул всем школам совместными действиями создать в городе единую эффективную систему образования, обеспечивающую каждой московской семье возможность получения детьми качественного образования в районе проживания. Педагогичность рейтинга заключается в том, что ни один из критериев рейтинга (кроме понижающего коэффициента за удаление учащегося с ЕГЭ за списывание) не носит дискриминационного характера. Абсолютно любой ученик своими самыми разнообразными результатами может принести баллы своей школе. Поэтому сегодня школе ценен каждый ученик, и школа готова с ним работать: чем сложнее педагогическая задача, тем больше необходимо усилий, тем ценнее успех, тем выше рейтинговый балл.

– Какие механизмы помогли добиться массового участия школ в олимпиадах?

Исаак КАЛИНА:

– Результатом массовой работы, которая ведется в системе столичного школьного образования в последние годы, является огромный охват участников олимпиад –учеников московских школ и колледжей. Развитая сеть кружков шаговой доступности, дополнительное образование, онлайн-курсы, предпрофессиональные классы обеспечивают качественное образование московских школьников, что в свою очередь создает базу для высоких результатов на всех этапах олимпиад.

Если раньше участие и победы в олимпиадах было уделом небольшого числа специализированных школ, то сегодня школьным этапом охвачены все школы города. Обладатели дипломов регионального этапа учатся сегодня в более чем в 90% школ Москвы (в 2010 году – 26%).

– В чем цель городских проектов: «Академический класс», «Инженерный класс», «Курчатовский университет», «Медицинский класс», «Музейные субботы»?

Исаак КАЛИНА:

– В столичной системе образования с 2015 г. реализуется мегапроект под лозунгом «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире». Задача проекта – формирование у ученика умений и навыков, необходимых ему в будущей профессии и жизни в высокотехнологичной среде города. Ключевым звеном проекта является новая роль школы как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков учащихся (выстроена система взаимодействия московских школ, колледжей, вузов и высокотехнологичных предприятий). Проект предполагает создание возможности московским школьникам глубокого знакомства и серьезного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве. Инженерный класс в московской школе формирует у ученика умения и навыки, необходимые ему в будущей профессии и жизни в высокотехничной среде города. Медицинский класс помогает ученику приобрести умения и навыки, необходимые ему для будущей медицинской специальности. В рамках Курчатовского проекта учащиеся осваивают базовые те-ории естественнонаучного образования и учатся применять их в решении практических задач (37 образовательных организаций, более 65 тыс. учеников, в том числе по программам дополнительного образования, НИЦ «Курчатовский институт»).

Школьники осуществляют междисциплинарные исследования в области химии, физики и биологии. Академический (научно-технологический) класс в московской школе предполагает создание в образовательных организациях на базе конвергентных естественнонаучных технокомплексов с привлечением научных сотрудников Федерального агентства научных организаций (10 школ, около 500 учеников, 20 научных организаций).

Еще одним важным инструментом в развитии предпрофессионального образования является проект «Университетские субботы». Это просветительско-образовательный проект для школьников, студентов и родителей с детьми. Особенностью данного проекта является его общедоступный характер. Посетить лекции, мастер-классы, экскурсии может любой ученик или студент колледжа или вуза Москвы. Мероприятия проекта бесплатны для всех желающих.

– Расскажите, пожалуйста, о реализации и перспективах проекта МЭШ.

Исаак КАЛИНА:

– Проект «Московская электронная школа» стартовал в столице 1 сентября 2016 г. и направлен на максимально эффективное использование IT-технологий и сервисов для улучшения качества образования. Он объединяет в себе функционал электронного журнала и дневника, а также библиотеки электронных образовательных материалов. Сегодня проект внедрен во все образовательные организации столицы. Предметные кабинеты основной и средней школы оснащаются новыми интерактивными панелями и ноутбуками для учителей. В школах организуется полное покрытие помещений беспроводной сети Wi-Fi. В общегородском электронном журнале и дневнике можно конструировать учебные планы и расписания уроков, создавать задания с использованием электронных учебников и тестов, применять разные виды оценок, связанных с деятельностью ученика на уроке и за его пределами. Общегородская библиотека электронных образовательных материалов – «облачная» интернет-платформа, содержащая все необходимые образовательные материалы. Использование готовых сценариев уроков, разработанных лучшими учителями Москвы, позволяет педагогам экономить время на подготовку к урокам и демонстрировать ученикам большее количество материалов на занятиях.

– Как в Москве развивается профессиональное образование?

Исаак КАЛИНА:

– Программы и чемпионаты в области профессионального мастерства направлены на развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрацию важности компетенций для экономического роста и личного успеха. 54 колледжа реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по 64 профессиям, программы профессиональной подготовки и программы подготовки специалистов среднего звена по 110 специальностям. Колледжи предлагают школьникам Москвы обучение по программам профессиональной подготовки по 135 профессиям. Таким образом, у школьников по- явилась уникальная возможность, обучаясь в своей школе, ходить на занятия в колледж и получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии.

 В 2016 г. стартовал городской проект, который предполагает организацию уникальных уроков «Технология» для московских школьников 5–9-х классов на производственных профильных площадках, в мастерских и лабораториях колледжей столицы. По итогам V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills) сборная Москвы второй год подряд занимает 1-е командное место, за- воевав в 2017 г. медали по 32 компетенциям. В III Национальном чемпионате JuniorSkills сборная команда города одержала победу в медальном зачете: 27 медалей, из них 17 золотых, 4 серебряных и 6 бронзовых. Всего участники столичной сборной завоевали медали в 11 компетенциях из 19. Сборную команду Москвы в III Национальном чемпионате «Абилимпикс-2017» представили 260 участников, из них 230 – учащиеся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования Москвы (159 – студенты московских колледжей, 71 школьник). Сборная команда Москвы завоевала 114 медалей, из них 103 медали получили учащиеся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

– Как реализуется проект «Московская электронная школа» в Зеленограде?

Михаил ТИХОНОВ:

– В Зеленограде проект реализуется с 2017 г. Первой пилотной школой стала школа №1194, затем школа №1557. На сегодняшний день в зеленоградских школах установлены сотни интерактивных панелей, учителя получили для работы в МЭШ свыше тысячи ноутбуков. Школы оснащены современным сетевым и серверным оборудованием. Все системы ЭЖД интегрированы в МЭШ. Общегородская платформа позволяет учителям использовать готовые сценарии уроков. Учителя прошли обучение, за каждой школой закреплены тьюторы. Учителя школ №1194 и 1739 получили гранты за разработку электронных сценариев. За активное участие в развитии МЭШ учителя получают городскую надбавку: на 1 ноября 2017 г. – 148 человек; на 1 февраля 2018 г. – уже 262 человека.

– Зеленоградские родители, в основном, активно поддерживают проект разделения классов на инженерные, медицинские, академические, кадетские, гуманитарные.

Михаил ТИХОНОВ:

– Родители, конечно же, понимают, какое преимущество получают их дети, обучающиеся в 10–11-х инженерных, медицинских, академических, кадетских классах. В Зеленограде проект активно реализуется, школы стремятся предоставить своим ученикам такие возможности. «Курчатовский проект» реализуют школы №1557 и 853, где во время уроков и в рамках системы дополнительно- го образования школьники всего округа имеют возможность заниматься в естественнонаучных лабораториях. Инженерные классы работают в восьми школах города, медицинские классы – в школах №1194 и 1557. В восьми школах открыто 19 кадетских классов. В новый проект «Академическийкласс в московской школе» с 1 сентября 2017 г. включилась школа №1557. Школы и их партнеры – вузы и инновационные предприятия, другие организации – вместе помогают ребятам сформировать необходи-мые для жизни и будущей профессии навыки и умения, стать успешными в выбранной деятельности.

– В зеленоградской школе №1528 действует отделение, где учатся дети с аутистическими расстройствами, маломобильные дети. Возможно ли появление в Зеленограде школы для незрячих ребят?

Михаил ТИХОНОВ:

– Школа №1528 является одной из двух ресурсных школ Зеленограда, работающих с детьми, нуждающимися в специальном сопровождении (№1528 и 854). С 1 сентября 2016 г. здесь открылся ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Для них выделены школьные аудитории, которые оборудованы всем необходимым. Это специальные пособия (книги, игрушки, конструкторы), игровой материал для сенсорной зоны. В классных комнатах – интерактивные доски, компьютеры. В сенсорной зоне – мягкие мешки-кресла, сухой бассейн с шариками, мягкий конструктор, батут. В ресурсном классе обучаются 10 детей, родители которых выбрали данную форму обучения. Это одна из моделей обучения для детей с РАС, предусматривающая постепенный переход этих детей в общеобразовательные классы. Педагоги и тьюторы, работающие в классе для детей с РАС (а на каждого ребенка-аутиста в школе приходится трое взрослых: тьютор, сопровождающий и классный руководитель) в настоящее время получают второе высшее образование, проходят обучение по использованию в работе метода прикладного анализа поведения.

Кроме того, на базе школы №1528 в 2016 г. был открыт центр сопровождения слабовидящих детей. Для центра приобрели специальное оборудование более чем на 3 млн. руб. По желанию родителей дети с нарушением зрения обучаются как в школе №1528, так и в других школах округа, где для них созданы специальные условия, а центр осуществляет методическую поддержку педагогов и родителей.

– На какой стадии в настоящее время находится капитальный ремонт зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи? Каким образом в результате Дворец будет обновлен?

Михаил ТИХОНОВ:

– Для капитального ремонта Зеленоградского дворца творчества разработана проектно- сметная документация, получено положительное решение государственной экспертизы и предусмотрено финансирование, превышающее 300 млн. рублей. Заказчиком на проектирование и выполнение ремонтных работ выступает городская дирекция по строительству и реконструкции. В настоящее время идет подготовка соответствующей конкурсной процедуры. Запланированы замена витражей и ремонт фасада, обновление всей инженерной инфраструктуры здания включая оборудование зала, новые дизайнерские решения помещений. Работы будут проводиться в текущем году.

– Московские школьники доминируют на Всероссийских и международных Олимпиадах. Как бы вы оценили успехи на олимпиадах зеленоградских школьников?

Михаил ТИХОНОВ:

– С 2013 по 2017 г. зеленоградские школьники шесть раз становились победителями и призерами международных олимпиад по лингвистике, естествознанию, географии и физике.

По итогам 2016/17 учебного года 11 ребят из 8 школ округа стали победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (в 2015/16 уч.г. – 6). В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в2016/17 учебном году приняли участие более 34 тысяч учеников 4–11-х классов Зеленограда, это на 4 тысячи больше, чем в предыдущем году. А в 2017/18 учебном году – уже 35 тысяч, 10 из которых были приглашены на следующий, муниципальный этап. Число призеров муниципального этапа в округе ежегодно составляет около 1400 человек. В сравнении с 2016/2017 учебным годом почти вдвое увеличилось число призовых мест по астрономии и географии. Традиционно много победителей и призеров по русскому языку, литературе, обществознанию. На третий (региональный) этап всероссийской олимпиады школьников в этом году приглашены 608 зеленоградцев, обучающихся в 9–11-х классах. Лидируют по наибольшему количеству призеров муниципального этапа и приглашенных на региональный этап школы №853, 1557, 1353, 1194, 2045. В прошлом году 142 учащихся старших классов округа стали победителями и призерами регионального этапа. Зеленоградские школьники проявляют активность и в московской олимпиаде школьников: ежегодно около 130 ребят становятся ее призерами и победителями.

Владимир РАТМАНСКИЙ

Рубрика: Наука и образование
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме