Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 28 марта 2024 г 21:02

Статьи

25 Фев 2016 13:04
Просмотров:

Особенные ученики необычной школы

Мы все очень разные, но мы все можем быть рядом друг с другом! Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогая выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Анатолий Сергеевич Ващилин – директор ГБОУ «Школа №1194», которая в последние годы демонстрирует успехи развития в области дошкольного, начального, среднего, бесплатного дополнительного и инклюзивного образования. Школа стала одной из 6 столичных школ, отобранных для апробации электронных учебников (проект «Мотивирующая образовательная среда»). Но самым приоритетным является ее место в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников, или ТОП-300 лучших образовательных учреждений Москвы.

 Каждый год зеленоградская школа укрепляет свои позиции в нем. В последний раз заняла 131-е место. С самым молодым директором школы, (а ему 28!) мы решили поговорить о внедрении инклюзивного образования в систе- му обучения.

– Анатолий Сергеевич, что представляет собой инклюзивное образование? Почему вы работаете в этом направлении?

– Инклюзивное образование – наиболее передовая система совместного обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Один из этапов модернизации общего образования – дети-инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социальные отношения. Сегодня в школе №1194 4 дошкольных отделения, 2 школьных и подразделение дополнительного образования (три помещения бывшего ДЮЦ «Каравелла»).

Одно из дошкольных отделений (бывший детский сад компенсирующего вида №2196) – с осуществлением коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников – наработало огромный педагогический опыт. Став директором всего комплекса и проанализировав его работу, я увидел не совсем правильную тенденцию. Его выпускники больше выбирали школы надомного обучения в узком кругу педагогов-надомников, замыкаясь в своих стенах, лишая себя общения со сверстниками. Была проведена работа с административно-педагогическим коллективом, собрана рабочая группа и разработана соответствующая программа.

Мы полностью приспособили среду для детей с самыми различными диагнозами. Сделали пандус, двухъярусные перила на лестницах, специализированные туалеты с дополнительными ручками, переносные подъемники, чтобы дети-колясочники, в частности, могли всем этим пользоваться. Было закуплено специальное оборудование – парты, стулья, регулируемые и по высоте, и по углу наклона и др. Но возник вопрос, почему же к нам в школу не идут дети с ОВЗ?

– Что же действительно явилось причиной?

– На этот вопрос ответили сами родители. Они боялись, что здоровые ребята не примут их детей такими, какие они есть, будут обижать. Не секрет, что именно не все родители здоровых детей готовы принять мальчиков и девочек с ограничениями...

– Как же вы решили эту проблему?

– Решили подготовить свои педагогические кадры, обладающие компетенцией работы с детьми с ОВЗ и их родителями. Сейчас у нас отличная команда специалистов: дефектологи, логопеды, педагоги- психологи, социальные педагоги, учителя-предметники, обладающие навыками работы с «особенными» школьниками. Параллельно начали работу по информированию родителей перво- классников, с которыми будут учиться дети-инвалиды. Нужно было донести, что за исключением физических и внешних отклонений от нормы эти дети от обычных учеников ничем не отличаются. Бояться некого и нечего. А через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности ребенка.

Так, в 2015/2016 учебном году двое детей с ДЦП стали учиться наравне со всеми в первом классе. Сейчас у нас обучаются более 70 детей-инвалидов, 12 из них учатся в массовых классах школьного отделения. И с радостью отмечаю, что теперь наши первые помощники – родители! Особенность инклюзивного образования – в формировании условий доступности образования для всех, без исключения. А начинать нужно с понимания, осознания и приятия.

– Не означает ли это, что инклюзивное образование, для одних детей открывает их права, а для других ущемляет?

– Инклюзия – это не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех. Наша первоклассница Олечка Голубова – тому яркий пример. Сегодня среди всех первоклашек, а в школе 7 первых классов, нет ни одного ребенка, не знающего Олю. Девочку не просто «приняли» в коллектив, дети подружились и сблизились.

Полюбили ребята и 12- летнюю Карину и еще одну первоклассницу Вероничку, как ласково ее называют в классе. (Они тоже инвалиды). Инклюзия – более гуманная и эффективная система образования не только для детей с особыми потребностями, но и, в первую очередь, для здоровых детей.

– Как реально работает система инклюзивного образования в вашей школе? Каких результатов достигли дети с ОВЗ?

– Наглядный пример – класс, где под руководством Елены Григорьевной Сергеевой учится 26 первоклашек, среди которых и Оля Голубова. Несмотря на сложную форму ДЦП, она с удовольствием посещает школу. Первое время Оля не могла обходиться без инвалидной коляски, а спустя 2 месяца произошли удивительные изменения. Оля не только начала вставать с инвалидного кресла, но и ходить с помощью тростей. Она отказывается пользоваться специализированным туалетом, подъемниками, а ее любимый предмет – физкультура, где первоклассница строится вместе со всеми ребятами, играет в мяч и старается выполнять все упражнения.

Самое главное, что сегодня дети не замечают ее патологии и воспринимают Олю как свою одноклассницу и лучшую подругу. Они с удовольствием помогают ей на уроках приклеить аппликацию, играют на переменах и проявляют заботу, когда Оля медленно с помощью тростей поднимается по лестнице. Да и Оля, со слов ее мамы, в прямом смысле «бежит» каждый день в школу. Теперь у девочки главная потребность в жизни – общение со сверстниками. Счастлива мама, потому что счастлива ее дочь. Вот уже прошло больше 5 месяцев, а со стороны родителей одноклассников Голубовой нет ни одного обращения или недовольства. Они относятся позитивно к инклюзии, понимая, что беда может постучаться в любой дом. Это тоже наша маленькая педагогическая победа!

– Школьные праздники, где встречаются здоровые дети и ребята с ОВЗ, адаптированы к возможностям детей-инвалидов?

 – Изюминка всех школьных праздников тем и интересна, что это обычные мероприятия массовой школы. Это праздник, на котором наши дети с ОВЗ водят хоровод со всеми вместе. У нас дети с ограничениями принимают участие во всех школьных мероприятиях наравне со здоровыми. А специально тепличные условия мы ни для кого не создаем!

– Правда ли, что уже сейчас звонят родители детей с ОВЗ, пытаясь записать ребенка в вашу школу?

 – Да, это так. Последние 2 года наше образовательное учреждение пользуется большим доверием среди жителей Зеленограда, ежегодно контингент вырастает больше чем на 60 воспитанников.

– Анатолий Сергеевич, в чем плюс инклюзивного образования для здоровых детей?

– Стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогая выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Мы все очень разные, но мы все можем быть рядом друг с другом!

А.МУРАШЕВА

Рубрика: Наука и образование
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь