Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 13 июля 2025 г 02:22

Новости

17 Июн 2025 10:55
Просмотров: 104

Первый учитель

Первый учитель

Преподаватель истории зеленоградской школы №854 Александр Оджо недавно одержал победу в профессиональном конкурсе «Педагоги года Москвы» и теперь готовится к соревнованиям за звание лучшего учителя России. Победителя поздравил мэр Москвы Сергей Собянин.

Об Александре и его интереснейшем методе преподавания, окрещенным им визуализацией, мы уже рассказывали в очерке по ссылке.

О важном

Одной из любимых песен нашего героя, а по совместительству еще и лектора российского общества «Знание», по праву является «Виноградная косточка» несравненного Булата Окуджавы. Почему? Александр рос в семье, где бардовская тема всегда была актуальной. Сколько себя помнит его бабушка, мама всегда слушали песни Юрия Визбора, Юлия Кима, Сергея Никитина сперва на виниловых пластинках, а затем и на магнитофоне. Вне конкуренции был Окуджава. Вот почему «Виноградная косточка». Там есть такие слова:

«И друзей созову,

На любовь свое сердце настрою,

А иначе зачем на земле этой вечной живу?..»

И дискурс, посланный Поэтом Арбата, многое объясняет в характере Александра, поскольку он себя и не мыслит в иной ипостаси, только как человека любящего, стремящегося общаться и нести солнечный свет знаний людям. Зачем еще жить? Какой, кроме названной, еще может быть цель жизни - подарка небес?

– Хочу вас поздравить словами подписчиков вашего блога ВКонтакте. Одна из них – зеленоградка Елена Клейменова, не сомневавшаяся в вашей победе: «Не понимаю, где Вы берете силы и энергию для всех начинаний, при этом готовите детей к экзаменам, бегаете по утрам и ухитряетесь путешествовать?.. И нет, я не завидую, а восхищаюсь!»

– Спасибо! Именно, бегая по утрам, а также ухитряясь еще и путешествовать. Одним из самых важных стало путешествие прошлым летом в зону специальной военной операции, в ДНР … После этой поездки мне стало очевидно как нужно подавать тему СВО, в первую очередь, на уроках, посвященных патриотическому воспитанию.

– Речь идет о мастер-классах по истории?

– Мы, а нас, людей разных профессий, объединенных желанием чем-то помочь детям, страдающим от бесчеловечных обстрелов ВСУ, набралась целая делегация. И мы не только проводили мастер-классы. Просто беседовали, пытаясь понять чего не отнять у наших новых соотечественников никакими беспилотниками и Хаймарсами. Побывали в Донецке, Волновахе, Горловке, Ясиноватой – там, где еще не так давно шли ожесточенные бои. Стали гостями бойцов специальной военной операции, осталось много впечатлений от бесед с воинами, отстаивающими Родину от украинских неофашистов.

Завели много друзей, все время переписываемся. И они в числе первых отреагировали на недавнюю атаку дронами нашего Зеленограда. Мой товарищ из Донецка, бывший коллега, долгое время преподававший в школе, Никита, написал мне в Телеграме: «Сочувствую! И до Зеленограда долетели!» …

– Да, событие, к сожалению, из ряда экстраординарных. Но, слава Богу и нашей ПВО, обошедшееся без жертв …

– По свежим следам мне писали в соцсетях такие авторы, с которыми я раньше и знаком-то не был. Действительно, беда объединяет …

– Наверное, ЧП в зеленоградском небе как-бы продолжает тему вашего финального задания на конкурсе «Учитель года»? Вы тогда, насколько мне известно, представили на суд Большого жюри тему эгоизма в соцсетях?

– Совершенно верно! С помощью супруги Анастасии, которая здорово придумала, как развернуть эту тему, и удалось одержать победу. Мы решили пойти, как говорится, от обратного. Противопоставили носителям утверждения: «Ты никому ничего не должен!», другое утверждение: «Заботясь о себе, заботься об окружающих!»

В качестве исторического примера мы привели реальную купеческую многодетную семью Сорокиных (начало 20 века) и доказали, что, если бы условный «эгоист» рос в подобной семье, он ни в коем случае не стал бы мыслить аналогичным образом …

… Но истина дороже!            

Учителю Александра Македонского приписывают следующие слова: «Платон мне друг, но истина дороже!» А еще: «Корни образования горьки, но плоды сладки» …

Александр Оджо с ним абсолютно согласен. Кому, как не наставнику покорителя мира, судить об обучении? Показывая гениального учителя на своих уроках в плаще из тонкой материи, похожем на тот, что носил Аристотель, Оджо старается донести до своих воспитанников все величие мыслителя, заложившего основы целостной философии и разработавшего знаменитое учение о сущности и сущем. Учителя, о котором впоследствии его великий ученик отзывался следующим образом: «От отца я получил жизнь, а от Аристотеля - то, что придает ей ценность …»

– В отличие от Аристотеля, который обучал Александра Македонского в четвертом веке до нашей эры, используя классическую систему преподавания или метод менторства, вы преподаете миллениалам, людям третьего тысячелетия …

– Да, и потому учитель перестает быть «истиной в последней инстанции». И вообще, разница между педагогическими практиками Древней Греции и современной России огромная. В наши дни ведь ученики располагают целой палитрой средств обучения, разнообразными материалами в интернете. Само Время предложило учителю иную роль – модератора, наставника.

Среди его задач – создание условий для того, чтобы ученики научились грамотно пользоваться теми самыми ресурсами, материалами, о которых шла речь. Делать это нужно самыми разными способами. Можно использовать как групповые, так и индивидуальные способы работы на уроке. Иногда полезно добавлять игры, мозговые штурмы, чтобы легче было справиться с заданиями повышенной сложности. Главная цель - пробиться к истине и тут все средства хороши …

– Кстати, о сложности. Оценивая финал в целом, как бы вы охарактеризовали уровень трудности предложенных заданий?

– Скажу честно, задания были сложные. Собственно, иного я и не ожидал. Финал – есть финал! Этим все сказано. Помимо прочего, участие приняли и активисты – из «Движения первых», например – задававшие трудные вопросы. Ну а самое главное – состав Большого жюри. Сплошь – корифеи. Один только Ефим Лазаревич Рачевский – руководитель «Школы №548», народный учитель России – чего стоит!

– Словом, испытание было не из легких …

– Я бы так не сказал. Испытание?.. Дело в том, что для меня этот конкурс, как и любое другое соревнование – это повод для учебы. По-другому, я и не воспринимаю самые разные мероприятия, в которых доводится участвовать. Каждое из них – в копилку преподавателя, поскольку каждое дает пищу для размышлений, а стало быть, для совершенствования самого учителя, расширения его кругозора и способности на этой основе эффективно разоблачать фейки, число которых по нынешним временам зашкаливает. Взять, например, проведенную на днях в городской усадьбе Е. И. Васильчиковой-С. А. Оболенского-Н. Ф. фон Мекк, мою авторскую лекцию: «Женщины-предпринимательницы: как купчихи управляли усадьбами».

Не секрет, что тщанием правоверных либералов давным-давно был установлен стереотип: женщины в 19 веке были бесправны. На протяжении многих лет в мире бушуют волны борьбы женщин за свои права: от феминизма - до постфеминизма. Опровергая представление о женщинах 19 столетия, как о бесправных и безынициативных, мы вместе со слушателями окунулись в историю московского купечества и узнали о нескольких успешных коммерсантках той эпохи.

За 60 минут мы успели узнать о бизнес-решениях столичных купчих и историях талантливых управленцев того времени …

***

Пожалуй, самый любимый его герой – историк Мельников из культового кинофильма «Доживем до понедельника» – вызвав к доске двоечника Сыромятникова и влепив ему «единицу», сокрушенно бросил в класс: «Вот послушаешь такого и решишь, что Историю вершили одни двоечники …».

Чтобы исключить саму возможность подобного исхода, историк Оджо, как и историк Мельников, готов не только выставлять «неуды», мотивируя учеников к учению. Не только, используя свой метод визуализации, выходить к доске в доспехах римского легионера. Но и попытать счастья в битве за «Хрустального пеликана» – награды лучшему учителю страны.

Этот, самый значимый преподавательский смотр России, начнется в сентябре.

Игорь Бабаян, фото mos.ru

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме