«Те из нас, кто смог из этого выбраться, обязаны восстановить все заново, научить других тому, что знаем мы, и с помощью того, что осталось от наших жизней, попытаться отыскать доброту и смысл существования»
О.Стоун, х/ф «Взвод»
ЗАНОВО РОЖДЕННЫЙ
Как мы знаем, stone в переводе с английского – камень. Но назвать камнем выдающегося американского кинорежиссера Оливера Стоуна никак не получится. Напротив, он «горит» – постоянно ему всего мало, он разрывается на части, пытается докопаться в кино до самых корней.
1 января
– Взрывай, мины сними с предохранителя, урод.
– А-а-а, моя рука, меня ранили.
– Этот тупой не взорвал мины. Это он пропустил их прямо на нас, он заснул на посту…
– А когда умираешь, сам можешь это понять? Ты что, чувствуешь, что все будет хорошо? – Слышишь, кончай грузить меня этой парашей. Все будет ok.
Белые простыни, кормежка три раза в день, девочки… Мы намеренно смешали кино с явью. Это диалоги из кинофильма О.Стоуна «Взвод», за который в 40 лет он получил свой второй «Оскар» за лучшую режиссерскую работу. Дело в том, что это абсолютно автобиографичный фильм: в 21 год молоденьким солдатом Оливер принимал участие в операции «Йеллоустон» за базу Bert в составе 3-го батальона 25-й стрелковой дивизии в ходе позорной войны США против Вьетнама. То, что увидел парнем О.Стоун, ставший за короткое время классным пехотинцем, дважды раненый и получивший множество наград, изменило его абсолютно. Он вернулся через год домой другим человеком. И фактически пошел в Нью-Йоркский университет учиться на кинорежиссера, чтобы рассказывать языком кино правду – как она есть, без снобизма и декорационного фарса.
КИНОРЕЖИССЕР: ДИКТАТОР, УВАЖАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ НА СЪЕМКАХ
О.Стоун всегда отличался от большинства «собратьев» по кинокамере. О диктаторских замашках «императоров»- режиссеров ходят легенды. А вот Оливер удивляет, замечая, что старается диктатора в себе наружу не выпускать, хотя он вовсе не застенчив и бразды правления из крепких мужских рук не отпускает.
«Бесполезно давить на актера, – убежден кинорежиссер, – он зажмется и свои лучшие качества проявить не сумеет».
– Да вы что делаете?
– А пошел ты!
– Чего? Она же человек! Животные!
– Иди ты, тебе здесь не место – это же Вьетнам.
– Заправляйте штаны и валите отсюда…
Главное качество фильмов Стоуна – достоверность: ему нет смысла снимать картину просто так. Пожалуй, самый известный его фильм «Взвод», где в одном из эпизодов американский солдат отбил у своих сексуально возбужденных сослуживцев местную девушку, спасая ее от надругательства. Этот «кусок» фильма сделан отнюдь не для того, чтобы показать благородство некоторых янки на той войне: сам Оливер в далеком 1968-м действительно спас девушку от изнасилования.
А ведь начинал будущий оскароносный режиссер совсем с другого – он мечтал стать великим писателем. В 19 лет он написал книгу, но понял, что она никуда не годится. Несмотря на все шатания и противоречивость парень быстро понял, что надо меняться. После войны ученик самого Мартина Скорсезе, он писал сценарии – и как писал. Уже в 32 года за сценарий к киноленте «Полночный экспресс» О.Стоун получил свой первый «Оскар».
Но вьетнамская трагедия ему не давала покоя. «Худший кошмар, который мне когда-либо снился о Вьетнаме, – я снова должен вернуться туда. Я проснулся в холодном поту, абсолютно разбитый, – как-то признался он. Поэтому он снял всемирно известную «Вьетнамскую трилогию», то есть три фильма о той страшной баталии.
Через три года после высокой оценки его «Взвода» за второй фильм трилогии «Рожденный четвертого июля» режиссера удостоили третьим «Оскаром».
«Не швыряй свою жизнь, чтобы просто плюнуть в другого»
Американская пословица
Во вьетнамской войне погибли 57 тысяч американских солдат, а после свели счеты с жизнью от 100 до 150 тысяч ее ветеранов. Для О.Стоуна Вьетнам стал чистилищем, а он стал одним из самых уважаемых кинорежиссеров США. И это было только начало. О.Стоун прослыл бунтарем, он не верил официальным утверждениям в сверхсложных ситуациях и проверял их лично. Дело его рук и камеры – кинолента «Джон Кеннеди. Выстрел в Далласе», в которой он ясно дал понять, что полагает причастными к убийству президента местные спецслужбы. Он взялся еще за одну щекотливую тему, сняв документальный фильм о другом президенте США Ричарде Никсоне, которому объявили импичмент. Оливер встречался с Уго Чавесом – главой Венесуэлы, открыто бросившим вызов диктату американцев. Чавеса в Штатах объявили исчадием, а Стоун сделал картину «Мой друг Уго».
Режиссер отважился снять три фильма, где героем стал заклятый враг США Фидель Кастро. В
Владимир Ратманский
Рубрика: Люди
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»
|
|