Руководитель балетной студии «Грация» Галина Епанчинцева: – Мой взрослый сын иногда говорит: «Мама, ты всю жизнь посвятила чужим детям, ты любишь их не меньше, чем меня». А они мне не чужие, и моя профессия не покидает меня никогда. Балет и есть моя жизнь. Каторга в цветах Балет любят далеко не все. Есть фанаты, те, кто постоянно ходит на балетные спектакли, кричит «браво». Иные к нему равнодушны или считают его в наш прагматичный век излишним. Электронный Зеленоград в этом отношении – неплохая лакмусовая бумажка. В балетной студии «Грация», располагающейся в Культурном центре «Зеленоград», четыре группы: от 4-5 лет до 20-24 в среднем. Одна из солисток танцевала до 30. Да, нынче 68 «грациозных» девчонок, все парни ушли в спорт. – Я вижу, что в балет приходят, словно в другой мир, потому что далеко не всей молодежи достаточно жить в жестких рамках современного прагматизма, - признает Галина Федоровна. – Технари? Они приходят не прятаться, им нужно напитаться музыкой, движением. Одна из моих солисток, Лена Кузнецова, уже учится в МГУ им. Ломоносова, живет в Москве и приезжает в «Грацию» заниматься, танцевать. Другая девочка учится в МФТИ, приезжает из Долгопрудного. Молодой мамочке восьмимесячного сынули уже 32 года. Пришла, можно, говорит, позаниматься, соскучилась. Разная у людей «грация» в движениях мысли и стремлений. Галина Епанчинцева 36 лет руководит балетной студией «Грация», хорошо известной не только в Зеленограде. Вряд ли ее девчонки станут профессиональными балеринами. Но танец останется с ними на всю жизнь, хотя балет – не только любовь к музыке, пластика, изящество. Это тяжелейший труд. Фаина Раневская как-то обронила: «Балет – каторга в цветах». Не шутки ради сказала. Знаменитый танцовщик не скрывал: «Если утром я проснулся и у меня ничего не болит, значит, я умер». «Сижу не жрамши», – отвечала на вопрос о своем питании великая Майя Плисецкая. И все-таки до сих пор в балет манит множество людей. Почему? Тренаж для апломба Галина Епанчинцева родилась в подмосковном городе Куровское. Никакого отношения к балету родители не имели, но она пошла заниматься этим видом сценического искусства в местный Дом культуры маленькой девочкой. – Для меня все решилось, когда я впервые увидела по телевизору Майю Плисецкую в «Умирающем лебеде». Мне ничего не надо было объяснять, я все поняла. Сидела, завороженная, открыв рот, смотрела на ее «плавающие» руки… Сама, конечно, танцевала, но получила травму: «Однажды, прыгнула, не разогревшись, – к профессии всегда нужно подходить с умом». И все же решила твердо: стану преподавателем хореографии, хотя и родители, и школьные учителя были резко против. Еще в школе трижды в неделю ездила в столицу на занятия в студию. А получив аттестат, поступила в Московской государственный институт культуры. Тренаж, например, там вела бывшая солистка Большого театра, подруга Галины Улановой Инесса Маланичева. Тренаж? Это система развития танцующего тела – выворотность стопы, гибкость, ловкость. А еще тренаж вырабатывает… апломб. Не тот, о котором вы подумали: в балете апломб – устойчивость, нужная для исполнения виртуозных вращений, прыжков. В 1983 году Галину распределили в ДК «Зеленоград» педагогом-балетмейстером, и она практически сразу же организовала детский хореографический ансамбль. Уже через два года коллектив на престижном конкурсе в зале им. Чайковского занял призовое место, руководителю предложили присвоить ансамблю звание народного. Но маститые члены жюри тогда воспротивились: слишком рано, пусть еще поработают. И они работали… А ты пройди по сцене Балет в «Грации» начинается с 4-5 лет. – Я не могу взять любого ребенка, должны подойти физические данные, иначе могут быть травмы. С маленькими тяжело, азбука всегда непросто дается. Но ведь порой родители в детских комнатах станок ставят, зеркала– такие есть малыши-трудяги. Мы хотим заниматься, говорят.Хотим на сцену. Впрочем, до 9 лет они танцуют только детские номера, классическая хореография начинается с 11-12. Как правило, Галина Федоровна ставит отрывки из известных балетов, например из «Пахиты», «Сильвии», «Баядерки», танец подруг из балета «Жизель» и др. – Самое сложное на сцене на самом деле – как вы идете или бежите. Когда мы выступали на большой концертной сцене, наша солистка Варя Нестерова должна была просто пробежать по сцене в роли Кармен. «Как же долго здесь бежать», – пожаловалась тогда Варя. – Галина Федоровна, а чем отличается современный балет? – Мне кажется, сейчас в танце больше техники и прагматизма, раньше души было больше, эмоций. Конечно, классику необходимо показывать молодежи. Но «переводить» ее на современный язык надо очень аккуратно. Извините, одна западная труппа у нас показывала «Жизель», где главная героиня оказалась… девицей легкого поведения. Я просто в шоке была. Хочешь показать современный балет – возьми свою музыку, но не пачкай классику. Она признает, что дети стали другими. Они более подвижные, им надо все делать быстрее. Замечает руководитель «Грации» в них порой повышенную нервозность. Чуть что – в слезы. Новый век, избыток информации. Но так или иначе, а в «Грацию» идут. Уже дети приходят первых учениц Галины Епанчинцевой. – Вы всю жизнь в балете. Не жалеете? – Как же мне жалеть, если я вижу счастливые глаза деток, наблюдаю, как они меняются, становятся сильнее, красивее. Как они растут и хотят танцевать. Майя Плисецкая говорила: «Считается, что в начале было слово. А я думаю, что в начале был жест – уж его-то понимают все». А вы как считаете? Владимир РАТМАНСКИЙ, фото Дмитрия ЕРОХИНА
Рубрика: Общество
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»
|
|