сегодня: 29 марта 2024 г 04:38

Статьи

06 Сен 2019 21:06

Перепрыгнув время

Доктор философскихи наук, профессор Тамара Костина: «Новому поколению предоставлены колоссальные возможности для самореализации. Многие из нынешних молодых учатся в течение всей жизни».

Лаборатория инноваций Инновация означает – «в направлении изменений». Но как вырваться из плена стереотипов? В Московской государственной академии делового администрирования (МГАДА) обучалось порядка 3000 студентов – в общем немного. Но она стала лабораторией новой системы инновационного образования, необходимой для подготовки к жизни и работе в условиях рыночной экономики.

Еще даже не в вуз в нашем понимании, а в университетский колледж в 1995 году приехал мэр Пекина. Об изучении китайского тогда и не думали. Почему в колледже Тамара Костина наладила изу- чение двух языков, в том числе китайского, выбирая из восьми?

– О-о, я помню его отстраненный взгляд – мэр китайской столицы отдавал дань вежливости. Молча слушал меня, поехал по Зеленограду, а потом его глаза широко раскрылись. «Я хочу с вами сотрудничать, – четко сказал он. – Вы мне интересны».

МГАДА вошла в Европейский международный рейтинг по системе менеджмента качества и была приглашена в европейское образовательное пространство как равный партнер. Вместе с МГУ академия создала консорциум экономического образования. С рядом других вузов России вошла в проект Tuning – организации мирового образовательного пространства, позволяющего обучаться студентам в разных вузах планеты.

Аэрокосмический салон «МАКС» в Жуковском сегодня входит в число крупнейших в мире. Впервые выставка прошла в 1993 году. Но многие ли помнят, что именно МГАДА разработала бизнес-проект аэрокосмического салона в Жуковском! Академия проводила масштабную переподготовку специалистов предприятий, префектуры, педагогов школ с последующей их международной стажировкой.

А ведь начало академии положила серьезная тревога Тамары Ивановны – мамы сына и дочки – за их перспективы в неурядицах наступающих перестроечных пертурбаций в стране. Заглянуть за горизонт Тамара Ивановна выросла и физиком и лириком. Дедушка, директор школы, до войны в Казахстане организовал сеть мужских школ, наладив там начальную военную подготовку, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Многие его ученики разъехались по стране, поступили в военные училища – как нужны были обу- ченные кадры в годы Великой Отечественной. Семья Тамары Костиной жила на Украине, мама была ректором украинского политеха, папа – начальником цеха на заводе.

– Помню Зеленоград 1961-го: мы поселились в городе, когда начинали строиться дома, первые корпуса «Микрона». Папу назначили его главным механиком, а потом – главным инженером. Отлично помню: мне директор новой 805-й школы предложил перерезать ленточку. Избрали меня секретарем комитета комсомола школы.

Девчонка мечтала стать капитаном дальнего плавания. Написала письмо в Рижское мореходное училище, но девчонок в моряки не брали. И она, получив аттестат, отправилась поступать в Первый медицинский. Опять случай? Подошел к ней «ангел»: «На хирурга хочешь учиться? Восемь часов каждый день будешь пальцы резать?» Девушка отшатнулась от медицины, поступив на физико- технический факультет МИЭТа.

Инженер-физик еще в вузе занималась голографией, лазерами. Замуж вышла, только получив диплом. Родила сына и дочку погодков. В 1986-м Тамара возвращается из декрета и… внезапно перестраивается абсолютно: физик становится инноватором в системе образования.

– Возможно, я приняла решение, встретив серьезного технолога на рынке, торгующего кожаными куртками. Я подумала: «А где же будут учиться мои дети? Какая же я мама, если не позабочусь об их будущем?» И решила: это время надо перепрыгнуть! А для этого – проанализировать имеющийся мировой уровень образования и понять, как создать у нас новую систему образования, отвечающую потребностям бурно развивающегося времени. Здравствуйте, господа бакалавры Инженер-физик Тамара Костина ушла из вуза в школьный кабинет профориентации, где поняла, что профпригодность к будущей профессии лежит в основе школы. Одновременно получила социально-психологическое образование в МГУ им. Ломоносова.

– Я увидела: с 5-го класса устойчиво снижается интерес к обучению в школе. Стало быть, нужно создать учебное заведение, куда можно пригласить школьников после 9-го класса и предложить им образовательную среду иного уровня.

В 1992 году открылся университетский колледж, через четыре года получивший статус Института делового администрирования. Мало того, в 96-м впервые в России здесь, в Зеленограде, выпускники получили дипломы бакалавров – когда и слово такое было диковинкой. После очередной аккредитации институт стал академией – МГАДА.

В России появился первый учебно-научный комплекс непрерывного многоуровневого профессионального образования, опередив на четыре года начало всеобщей модернизации образования в России, а инновационные идеи легли в основу национальной доктрины образования.

– Дети, ради которых изначально все и затеяла, росли параллельно. Ну что ж, дочка несколько лет подряд входила в топ рейтинга молодых медиаменеджеров по версии компании Odgers Berndtson. Сын занимается инвестициями в прорывные технологии. Фактически удалось создать все, о чем мечтала: обес- печить будущее своих детей и зеленоградцев и сформировать центр гуманитарного образования в технократической среде.

Сегодня Тамара Костина – профессор-консультант, награждена орденом Дружбы и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Недавний «полукруглый» юбилей? Было о чем вспомнить, есть о чем помечтать. Так сказать, инновации в действии…

Владимир РАТМАНСКИЙ

Рубрика: Общество
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Can not find 'block_themenews' template with page '' Can not find 'home_estate' template with page ''
Can not find 'home_contests' template with page ''