Имя инженера-дендролога Эдисона Дашкова (1933–1986), к сожалению, пока у зеленоградцев не на слуху. Между тем мы ходим по городу, который во многом был создан его руками, умом, сердцем: Дашков – автор ключевых проектов озеленения Зеленограда, создавших его неповторимый облик.
Эдисон Искандерович был необыкновенно яркой, обаятельной личностью, одаренной самыми разнообразными талантами – литературным, музыкальным, фотографическим, художественным, кулинарным. Помимо предметов, связанных с его профессиональной деятельностью, в фондах Музея Зеленограда хранятся интереснейшие мемуары Дашкова, его стихи, рецепты придуманных блюд, подборка художественных фотографий, удивительные поделки из дерева, которые он мастерил (даже инкрустированная гитара), а также несколько этюдов, на которых Дашков запечатлел Зеленоград и окрестности.
Пейзаж «Дождь» создан в июле 1966 года. По вечернему городу, омываемому теплым
летним дождем, скользит между деревьев и домов женская фигурка под зонтиком.
Несмотря на то что таких, как на этюде, пятиэтажек в городе больше нет, дорога узнаваема: перед нами часть улицы Николая Злобина на ее пересечении с проспектом генерала Алексеева возле площади Юности. С этого ракурса Дашков не раз делал фотографии: очевидно, это был вид из окна квартиры, в которой он жил до переезда
в корп. 519.
С одной стороны, в этом пейзаже Дашков запечатлел образ конкретного города, которому исполнилось всего 8 лет: перекресток возле построенного годом ранее кинотеатра «Электрон», березки, которые он своими руками сажал, улицы без машин…
Но образ получился и общечеловеческий. Легкая женская фигурка, идущая прямо по пустой проезжей части, свежие краски июльского вечера, зелень молодых березок, теплый свет в окнах домов, соразмерных человеку, – все это делает пейзаж очень уютным и жизнерадостным, ассоциируясь с живописью и кинематографом периода «оттепели».
Мария ФЕДОСЕЕВА, старший научный сотрудник Музея Зеленограда