С Владимиром Кучеренко мы встретились в фойе второго этажа Культурного центра «Зеленоград». Его в толпе узнаешь по тому особому, по-детски бесцеремонному взгляду художника, который отличает мастера кисти.
Владимир Павлович Кучеренко родился в Ростове-на-Дону, член Московского Союза художников с 1984 года. По окончании Ростовского художественного училища работал в Нальчике, являлся председателем Союза художников Кабардино-Балкарии. Действительный член Академии русской словесности и изящных искусств, доктор живописи. Награжден медалью «За заслуги в культуре и искусстве» и орденским знаком «Екатерина Великая». В.Кучеренко – участник многих выставок в Москве, Париже и Мадриде, аукциона «Гранды европейского искусства». Он представлял Россию на 55-й Венецианской биеннале – одной из самых известных международных художественных выставок. Творчество художника получило широкое признание – многие его работы находятся в частных коллекциях Испании, Франции, Греции, Германии.
С 1979 г. В.Кучеренко живет в Зеленограде, сначала в 15-м мкрн, а сейчас в доме, который построил по собственному проекту – с башнями и лестницами, напоминающими романтический замок. В 90-е годы он уехал из страны, много лет жил в Испании в не- большом городке Торревьеха неподалеку от Аликанте.
– Расскажите, пожалуйста, об Испании.
– Испания – страна, где любят художников. Там даже люди, занятые простым трудом, знают и ценят живопись. Для них картина – повод для праздника, и в каждом доме есть хотя бы одна работа художника, иногда неумелая, но искренняя. Хозяин показывает ее гостям как величайшую ценность. Это родина Веласкеса и Пикассо, и в музее Прадо, в музеях Малаги и Парижа их творчество воспринимается особенно пронзительно.
С улыбкой Владимир Павлович рассказал о случае в аэропорту Мадрида. Он пришел на таможенный досмотр, предъявил свою картину. И все служащие сбежались ее смотреть. Причем живопись испанцы воспринимают очень эмоционально, горячо обсуждают, бьют друг друга по плечу, жестикулируют. Народ в очереди осторожно напомнил: мол, досматривать-то нас собираетесь? Им махнули рукой – проходите, не до вас! Тут Художник! Картина!
– На выставке есть картины, написанные в Испании?
– Нет, я там мало работал. В Испании слишком много соблазнов. Хочется ездить, плавать в море, в бассейне. Там у нас родился сын и пошел в школу. Сейчас ему 26 лет, он юрист. И потом – там мои работы покупал предприниматель, это был его бизнес, довольно прибыльный. Мы объездили на машине всю Европу.
– Вы любите водить автомобиль?
– А зачем? У меня личный водитель. Жена Любовь. Гоняет по хорошим дорогам так, что дух захватывает.
Познакомились они еще в Нальчике, куда он приехал по распределению. Любовь Андреевна тогда работала экономистом в организации, помещения которой оформлял молодой художник. А теперь ее основной род деятельности – жена художника. Владимир Павлович с грустью и даже с обидой взглянул на пустое фойе. Случайная посетительница бежала на занятия, посмотрела ближайшую картину, покачала головой и убежала. Раньше на выставки художников очереди выстраивались…
– И сейчас выстраиваются – на раскрученных. А ваше творчество нашло бы отклик у рок-музыкантов, байкеров, рэперов, бойцов спецназа – людей, живущих экстремальными эмоциями.
Иногда его упрекают в непонятности творчества. Но что понимать, если свет красок и совершенство линий дают душе особое состояние, когда вдруг живой взгляд с картины («Дина») волнует, как в жизни? А бутылка на столе сияет и хочется взять ее.
Трагедия Донбасса предстает не в виде хаоса и разрушений, а как сочетание несочетаемых красок, в которых угадываются лица и события. А обнаженная женщина («Соблазн») вызывает вполне взрослые чувства, но, несмотря не некоторую абстрактность образа, ее порекомендовали убрать подальше: «Здесь же дети ходят».
Он сам – сочетание несочетаемого. Экспрессия и бунтарство Пикассо и Ван Гога – и мудрость сердца Веласкеса. Академическое совершенство техники – и откровенная игра красками.
– Как вы относитесь к религии?
– Три года назад принял крещение. Нина Карташова – моя крестная. Получилось это случайно. Мы приехали в Солнечногорск по делам, и Нина повела нас в храм у Ленинградки. Там крестили детей, и Нина сказала: «Давай и ты!» Дети – глазки-пуговки – смотрели на меня изумленно: какой дядька пришел!
– Как вы работаете?
– Очень быстро. Иногда собственно за холстом – один день. Пока эмоции живы. Кончаются эмоции – кончается все. Поль Валери как-то сказал: «Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими были они однажды, когда на них глядели с любовью».