сегодня: 28 марта 2024 г 20:22

Интервью

17 Янв 2014 14:53 Автор: Е.СМОЛЕНСКИЙ

Краудсорсинг. Год спустя

Краудсорсинг. Год спустя

Немногим больше года назад в нашем городе был дан старт интерактивному краудсорсинговому проекту «Новые пути развития Зеленограда». Это была, по сути, первая «фундаментальная» попытка привлечь зеленоградцев не просто к решению локальных городских задач, ограниченных двором или улицей, а перспективно посмотреть на развитие всего города и попробовать ответить на вопрос: «Каким будет Зеленоград через 20-30 лет?». Мы попросили абсолютного победителя краудсорсинга А.Андрианова подвести некоторые итоги и рассказать подробнее, в чем же была суть проекта, каковы его результаты, каково продолжение? 

– Андрей, в чем вы видите глобальную задачу краудсорсинга? Существовали ли мировые прецеденты подобных проектов?

– Суть краудсорсинга – поиск идей для решения какой-то задачи силами максимально возможного числа участников. Краудсорсинг ищет идеи, которые никогда не смогли бы быть услышанными из-за входных ограничений профессиональной компетенции.

Например, если краудсорсинг посвящен решению архитектурной задачи, то идеи и проекты решения предлагают не только профессиональные архитекторы, но и вообще все желающие. Здесь нет никаких персональных входных ограничений, за исключением ограничений общепринятых норм общения.

Максимальный охват – это первый принцип краудсорсинга, а второй – «работа за интерес», то есть символичность вознаграждения, принцип которого неявным образом отбирает в краудсорсинговый проект только тех людей, для которых решение какой-то задачи является принципиально важным.

Каковы же результаты такого подхода? Какова эффективность? Самым крупным краудсорсинговым проектом мы пользуемся чуть ли не ежедневно. Это Википедия – всемирная свободная энциклопедия. Статьи в Википедию пишут все желающие, там нет входного квалификационного барьера, что не мешает людям опираться на материалы, размещенные там же.

Пример Википедии, кстати, показывает, что краудсорсинговый проект может быть бесконечным по длительности. Но, конечно, есть иные, ограниченные по времени. Такие проекты, например, проводит компания InnoCentive (innocentive.com) в интересах крупнейших мировых компаний и государственных организаций, таких как Procter & Gamble, NASA, BBC Reseach Lab и др.

Суммы вознаграждений здесь могут показаться нам значительными  (до $100 000), но это сущие копейки в сравнении с масштабами предлагаемых к решению задач и их заказчиков. InnoCentive утверждает, что лучшие решения в таком формате предлагают как раз любители, а не профессионалы.

В России уже появился даже специальный ресурс для краудсорсеров (crowdsourcing.ru).

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что в целом краудсорсинг – это попытка найти неожиданное, неординарное решение сложной задачи силами большей частью непрофессионалов; попытка избежать «замыленного» взгляда на задачу и ее решения при максимальном желании ее решить «во что бы то ни стало».

– Какие предпосылки были, чтобы запустить краудсорсинг в Зеленограде?

– Объективные предпосылки необходимости запуска такого проекта очевидны. Зеленоград был центром микроэлектроники СССР, но сейчас вопрос назначения города стал, говоря дипломатическим языком, «многовекторным». Поэтому целью проекта было получить ответы на вопросы о наилучших векторах развития округа с точки зрения жителей, а также всех, кто неравнодушен к судьбе Зеленограда.

Проект проходил в 4 этапа:

1. Описание трендов (развития): мировых, российских, местных (Москва, Зеленоград) и отраслевых: микроэлектроника и нанотехнологии, медицинская техника.

2. Описание желаемого образа будущего для Зеленограда (идеальное будущее).

3. Описание условий достижения желаемого образа будущего.

4. Описание мероприятий по созданию условий из п. 3.

Таким образом, предполагалось расписать движение к будущему вплоть до конкретных практических шагов-мероприятий, осуществление которых поручалось бы сотрудникам исполнительной власти в рамках их возможностей. Каждый этап оценивал специально созданный экспертный совет из 22 человек, также проводилось и народное голосование среди самих участников проекта.

– Что же показали этапы?

– Во-первых, они определили тренды. Участники проекта связывают будущее Зеленограда, в большей степени, с «международной конъюнктурой». Мировых трендов (83) было рассмотрено значительно больше, чем российских (55), а российских больше, чем региональных (47).

Все тренды разделились на две крупных категории – тренды комфорта и тренды развития. Первые в основном касались удобства проживания в городе, второые – чем город будет зарабатывать на жизнь в будущем и что этому может помешать. «Победителем» в трендах комфорта стала транспортная проблема, а в трендах развития – отток квалифицированных специалистов, увеличение инвестиций в нанотехнологии и др.

Лично я описывал следующие тренды, из них третий тренд занял 2-е место в голосовании:

Электронная независимость России.

Удорожание технологий экономии ресурсов.

  • Превращение Зеленограда в спальный район Москвы.
  • Наноэнергетика.
  • Место России в мире.
  • Домашняя диагностическая лаборатория.
  • Глобализация и антиглобализация (многополярность).
  • Больше компетенций (знаний) за то же время (деньги).

– И каким же видят будущее участники проекта «Новые пути развития Зеленограда»?    

– Было составлено 119 образов желаемого будущего для Зеленограда. Большинство связывали его с масштабным возрождением науки и наукоемкого производства. Победил и в экспертном, и в народном голосовании мой образ с названием «Зеленоград 2022 – один из ведущих российских и известный мировой научно-технологическо-производственный и культурно-образовательный центр (кластер)» и легендой:

«К людям вернулась «Зеленоградская мечта» – быть первопроходцами в самых сложных и острых областях развития человеческой цивилизации. Лидерство города в этих областях позволяет жителям и в материальном, и в культурном плане жить так, что они сами себя уважают».

К образу я давал описание качественных и количественных характеристик. Пример качественной характеристики: «Город имеет ведущее в России и одно из ведущих в мире научно-техническое и культурно-просветительское СМИ». Пример количественной характеристики – «Зеленоградцы не менее 20-25% своего дохода получают от продаж патентов и лицензий».

– Андрей, конкретизируйте образы будущего Зеленограда…

– Условия составлялись для четырех образов будущего:

  • Зеленоград – ведущий научно-технологический центр (это мой образ);
  • Зеленоград – город социальных инноваций;
  • Зеленоград 2022 – удобный для жизни город;
  • Зеленоград – центр промышленного туризма. Почему победил один, а в условия прошло четыре? Очевидно, хотелось посмотреть реализуемость условий для достижения каждого образа, который имел потенциал с точки зрения экспертного совета. 

На этапе условий участники проекта имели возможность описывать условия реализации только выбранных к рассмотрению образам, который оказался довольно сложным с точки зрения отделения условий от практических действий. Поэтому было подано всего 77 или 79 условий. Я подавал 7 условий, важнейшими из которых считаю три: образование опережающего развития, научно-производственная база и информационное совершенство. Из них на этап мероприятий по итогам голосования прошло «Информационное совершенство».

– Какие мероприятия удалось сформировать?

– Было сформулировано 179 мероприятий. Из них экспертным советом отобрано 104, которые позже были сведены в 18 комплексных мероприятий. Из них один мой – «Комплекс мероприятий по созданию и развитию площадки «Главконструктор». Площадка «Главконструктор» (glavkostruktor.ru) была создана, и все мероприятия опубликованы сейчас там.

– Каковы же главные итоги краудсорсинга?

– Основное развитие получили 3 направления: велодорожки, деловое совершенство и  информационное совершенство. По велодорожкам уже состоялся этап планирования сети. По деловому совершенству проводятся периодические занятия, в т.ч. со специалистами префектуры Зеленограда, глав и представителей всех 5 управ округа, а также руководителей и сотрудников «Дирекции ЖКХиБ», «Автомобильных дорог», ДЕЗ и «Уютного города». Информационное совершенство находит свое продолжение в развитии ресурса «Главконструктор».

Но, полагаю, самые большие изменения произошли в самих участниках проекта, которые соприкоснулись с системой принятия решения в органах власти и получили в этом смысле важный опыт. Не скрою, что лично у меня, а по наблюдениям за выступлениями других участников – и не только у меня, было несколько идеализированное представление о возможностях, например, префектуры.

Но, как оказалось, это была «ошибка масштабирования». На «бытовом уровне» вопросы разного масштаба подчас имеют одинаковую важность. Например, вот два вопроса: выбрать для ребенка школу и несовершенство школьной программы могут иметь одинаковую значимость в сознаниии. Отсюда из условия одинаковой значимости вопросов кажется, что и несовершенство школьной программы в рамках Зеленограда префект также легко может подправить. Это и есть «ошибка масштабирования», так как на самом деле образованием в Москве занимается соответствующий департамент, который не подчинен префектуре.

Также стало видно, с одной стороны, что любое решение, не противоречащее законодательству РФ, может быть принято, а, с другой стороны, каждое решение – это огромная организационная работа. И требует демонстрации того, что оно действительно востребовано населением.

– Что же дальше?

– Непреложным является правило, что «дорогу осилит идущий». Как бы сложна ни была цель, постоянные усилия по ее достижению рано или поздно дают результат. В направлении информационного совершенства я вижу такие цели, к которым хочу стремиться:

  • создание на базе «Главконструктора» научно-технологического средства массовой информации;
  • развитие «Главконструктора» как краудсорсинговой и, в перспективе, краудфайндинговой площадки;
  • создание на базе объединенных вокруг «Главконструктора» интеллектуальных ресурсов специальных факультативов, ориентированных на раннее вовлечение детей и ношества в изучение современных микро- и нанотехнологий.

Реализация этих задач, как я надеюсь, приблизит и сделает возможным тот образ будущего Зеленограда, который был зафиксирован в результатах краудсорсингового проекта.

Краудсорсинг как технология поиска решений, конечно, имеет свои ограничения. Непрофессионалы могут найти оригинальную идею, которая может быть ключом к решению проблемы, но довести эту идею до воплощения без помощи профессионалов в предметной области, естественно, не могут. Идея – это не технология.

Профессионалы, объединившись вокруг оригинальной краудсорсинговой идеи, могут в дальнейшем изыскивать средства на ее реализацию разными способами: у государства, у инвесторов, у банков, у населения.

С развитием Интернета последний способ стал технологией, получившей название краудфайндинг. Крупнейшим краудфайндинговым ресурсом России стал Бумстартер (Boomstarter.Ru). На этом ресурсе команды собирают у населения средства на реализацию своих проектов. Сначала это были исключительно «гуманитарные проекты», но недавно к финансированию стали предлагаться и технические, изобретательские проекты.

Пока абсолютным лидером является проект фильма «28 панфиловцев», собравший 1063% от заявленной командой проекта суммы (около 3,2 млн рублей). Сейчас сбор средств на этот фильм, который, наверное, мог бы быть интересен и зеленоградцам, продолжается на сайте проекта по адресу: 28film.ru.

Рубрика: Люди
Издание: Журнал "Зеленоградский предприниматель"

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Can not find 'home_schedule' template with page '' Can not find 'home_jobs' template with page '' Can not find 'home_estate' template with page ''
Can not find 'home_contests' template with page ''