сегодня: 18 апреля 2024 г 08:22

Интервью

30 Авг 2013

Алексей Михальченков: "Все идет по плану"

Алексей Михальченков: "Все идет по плану"

О финансово-экономическом положении зеленоградских предприятий, инвестиционном климате и перспективах развития округа рассказывает первый заместитель префекта Алексей Михальченков.

– Алексей Иванович! На встрече Сергея Семеновича Собянина с представителями органов местного самоуправления Зеленограда депутаты высказали ряд пожеланий, на основании которых мэр дал распоряжения, касающиеся развития зон активного отдыха, парков, дорожных развязок, ремонта ДК и других объектов. Отразилось ли это на генплане города? Из каких источников предусмотрено финансирование? Как и в каком объеме оно уже реализовано? Какую часть работ еще предстоит профинансировать и когда это будет сделано?

– В рамках проведенной встречи мэр принял решение о дополнительном финансировании ряда объектов в Зеленограде. Но генплан мы не меняли. Все объекты, о которых говорили депутаты, уже были в нем предусмотрены. Мэр просто дал импульс к их интенсивному развитию.

Приведу несколько цифр. С учетом поручений, которые дал Сергей Семенович по итогам встречи с нашими депутатами, объем дополнительных средств, предусмотренный на 2013-2015 гг., составит приблизительно 1 млрд 600 млн рублей. Большая их часть предусмотрена на 2013 год – 1 млрд 160 млн рублей. В 2014-2015 гг. Зеленограду будет перечислено соответственно 440 и 30 млн рублей.

Эти средства будут направлены на реконструкцию и ремонт ряда объектов. Среди них, например, автокартодром в Назарьево. Эта известная спортивная площадка Зеленограда была построена еще в 1970-е годы. Но без надлежащего ремонта она долгое время находилась в запустении и практически в бесхозном состоянии. Сегодня площадка уже частично благоустроена за счет собственных средств, и мы передаем ее клубу «Талисман» района Савелки.

Но депутаты обратились к мэру, чтобы он выделил деньги на проектирование и капитальный ремонт всего картодрома с его уникальной структурой. Таких спортивных объектов немного в Европе. Поэтому мы хотим довести его состояние до такого уровня, чтобы на этой площадке можно было проводить и международные соревнования.

Сейчас идут проектные работы. В 2014 году начнется первый этап капитального ремонта. Конечно, мы постараемся выполнить его в максимально короткий срок с тем, чтобы не останавливать процесс эксплуатации уже действующего автокартодрома.

По распоряжению Сергея Семеновича будут также выделены дополнительные средства на работы по восстановлению инженерных систем ряда объектов жилого фонда. Среди них корпус 360, который зеленоградцы называют «Флейта». Только на проектные работы по ремонту инженерных систем этого уникального объекта в текущем году дополнительно выделено 20 млн рублей. Средства на реализацию всего проекта будут выделены в 2014 году.

Дополнительное финансирование по просьбе депутатов город получит и на замену оконных блоков в корпусах 200а, б, в, г. Работы будут проведены уже в текущем году.

Дополнительные финансовые поступления пойдут также на восстановление вольерного комплекса для содержания диких животных в лесопарке между Черным озером и Никольским проездом. В нынешнем году завершатся проектные работы.

В рамках выделенных дополнительных средств ведутся изыскательские работы в районе каскада прудов на территории бульваров 16-го микрорайона. Каскад не работает из-за недостатка воды. Нужно найти новые инженерные решения, чтобы обеспечить необходимый приток воды, а это довольно сложные инженерно-технические работы.

Одним из самых больших направлений деятельности в рамках дополнительного финансирования является капремонт ДК «Зеленоград». На это выделяется 500 млн рублей. Разрабатывается проектно-сметная документация.

Поручений мэра по итогам встречи с депутатами было много. Сейчас мы коснулись лишь наиболее значимых и финансовоемких объектов.

– В округе уже не первый год действует система торгов, включающая в себя организацию аукционов, конкурсов на аренду или приобретение нежилых помещений, земельных участков, на выполнение государственных заказов подрядными организациями и т. д. Насколько эффективна эта система? Что от нее выигрывает город? Каково ее влияние на развитие малого и среднего предпринимательства? Можно ли назвать ее совершенной?

– Мы, как и все государственные структуры, работаем в рамках Федерального закона 2005 г. №94, определяющего порядок и процедуры, в соответствии с которыми проводятся конкурсы и аукционы. Такая работа ведется уже не первый год. Закон претерпел ряд изменений. Практика конкурсов и аукционов введена на территории всей России. На торгах мы размещаем около 90% городского заказа, сумма которого в общей сложности составляет приблизительно 1,5 млрд руб. в год.

Выгодно то, что в результате таких конкурсов мы имеем возможность выбрать оптимального подрядчика. Оптимальный подрядчик – это тот, который вовремя, качественно и за минимальную цену выполнит заказ. Иногда приходится разрывать контракты из-за несоблюдения подрядчиком условий договора, но в основном они выполняются. В случае расторжения контракта данные о подрядчике отправляются в так называемый «черный список» недобросовестных поставщиков.

Для нас в аукционах и конкурсах важна экономия, которую мы получаем. Например, только по 2013 году она составила свыше 9% от объема заказов. А по деньгам – только за 1-ю половину 2013 года мы сэкономили 65 млн руб. Из них 40% остается округу, а 60% уходит в бюджет. Но и за эти деньги мы можем выполнить значительный объем дополнительных работ.

Мы целенаправленно проводим конкурсы, рассчитанные преимущественно на субъекты малого предпринимательства, а 14% всех конкурсов –  исключительно для малого бизнеса. Иногда это довольно приличные заказы. Сумма контрактов, заключенных с субъектами малого бизнеса за последние 2 года, составляет около 700 млн руб.

Сложившаяся система конкурсов оптимальна в плане того, чтобы выполнять государственный заказ, хотя уже вышел федеральный закон, призванный ее усовершенствовать. Согласно ему будет введена федеральная контрактная система, но это коснется чисто «технологических» вопросов. Суть останется та же.

К существующей системе уже все привыкли, она удобна. Из недостатков можно отметить лишь не всегда высокую оперативность при решении срочных задач. Объявление о торгах необходимо подавать не менее чем за месяц до их проведения. Вслед за этим идет заключение контракта

и т. д. Конкурсы не проводятся лишь при проведении аварийных работ, что вполне логично.

– Проводятся ли в Зеленограде аукционы на право долгосрочной аренды земельных участков? Случались ли рекорды на этих торгах?

– На конкурсы, где выставляются земельные участки под торговлю, иногда приходят крупные торговые организации – сетевики. Им не принципиальна стоимость участка, так как важно развитие сети своих магазинов именно в этой точке. Поэтому были случаи, когда стоимость участков увеличивалась в десятки раз. Но это не показатель, по которому можно делать вывод об инвестиционной привлекательности Зеленограда.

Были и другие случаи. Например, в течение трех лет мы не можем реализовать объект, который у нас неоднократно выставлялся на аукционы. Этот объект значится в документах под названием «Баня». Его выставляли три раза, меняли цену, расширяли вид деятельности, добавляли в комплекс услуг физкультуру и спорт, оздоровительные услуги. Там и место хорошее, и объект большой – около 5 тыс. кв. м. Но, тем не менее, на конкурс никто не пришел. То есть все, что не касается торговли, при тех стартовых ценах, которые предлагает Департамент городского имущества, не всегда интересно инвесторам. А ведь людям не только торговля нужна.

– Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Зеленограда?

– Мне бы хотелось, чтобы под понятием «инвестиционная привлекательность» подразумевалась не только некая территория с огромным количеством магазинов. С ними у нас все нормально. К тому же, вокруг города в ближайшие 2-3 года будет построено еще множество магазинов. Например, напротив Зеленограда за Ленинградским шоссе французская фирма планирует построить торговый комплекс размером в 200 тыс. кв. м торговых площадей. Это больше, чем комплекс «МЕГА» в Химках. Поэтому сферу торговли интенсивно развивать в Зеленограде нет необходимости.

У нас есть проблемы с общепитом. Таких объектов не так много, как хотелось бы. И конкуренция небольшая. Наш округ удален от Москвы, поэтому оборот предприятий, занимающихся общепитом небольшой и, как следствие, рентабельность и инвестиционная привлекательность невысокие.

Думается, инвестиционную привлекательность нам надо развивать в сфере производства, предприятий высоких технологий. С этой целью и задуманы проекты Особой экономической зоны, Специализированной территории малого предпринимательства, Центра информатики и электроники. Их развитие по нашему генеральному плану позволит построить дополнительно до одного миллиона квадратных метров новых производственных площадей.

– Раз мы коснулись темы микроэлектроники и высоких технологий, расскажите, как идет реализация инвестиционных проектов в рамках создаваемого кластера, а также Специализированной территории малого предпринимательства и Особой экономической зоны? Каковы главные достижения в этом направлении? Что предстоит сделать?

– Кластер микроэлектроники – в целом некая организационная форма, не подразумевающая постройку новых объектов. Это общий проект, в рамках которого как существующим, так и создаваемым предприятиям было бы легче и комфортнее эффективно работать. В настоящее время проект зеленоградского кластера проходит согласование в федеральных и столичных структурах, из бюджета которых предусмотрено его финансирование. В рамках этого проекта реализуются и все остальные, в том числе на территориях ОЭЗ и СТМП.

По проекту СТМП 25 тыс. кв. м уже «работают», там создано 1,5 тыс. рабочих мест. В текущем году должны начать строительство следующего комплекса на 23 тыс. кв. м. Мы хотим сделать это за государственные средства. Таким образом, создадим своего рода государственный технопарк со сдачей в долгосрочную аренду производственных площадей предприятиям малого и среднего бизнеса, работающим в сфере высоких технологий. А потребность в аренде большая. Проект развивается, решение о его финансировании Москва приняла.

Проект ОЭЗ тоже успешно реализуется. Сегодня уже работают 32 резидента, на стройку вышли еще 4, проектную документацию готовит еще один.

Что касается ЦИЭ, могу сказать, что сейчас готовится концепция эффективного использования этого участка для создания на нем производственной площадки. Этот вопрос находится на особом контроле у Департамента науки и промышленной политики.

– Зеленоград первым в Москве осуществил пилотный краудсорсинговый проект, в ходе которого сами жители активно обсуждали пути развития округа. Насколько этот проект оказался эффективным? Оправдал ли он ожидания организаторов? Какие самые важные для города решения были приняты по итогам проекта? Как в целом он может повлиять на перспективы развития города?

– Это было осуществлено впервые как пробный шаг для организации конструктивного диалога с креативной частью зеленоградцев через специально созданную для этого электронную площадку в рамках краудсорсинга. Люди действительно активно включились в этот проект, предлагали интересные идеи. В нем приняли участие свыше 700 человек. Предложено 790 идей. При их обсуждении было дано 8 тысяч комментариев. Основная часть участников (75%) – зеленоградцы, остальные – жители Москвы, России, СНГ и дальнего зарубежья.

Один из ярких примеров идей краудсорсингового проекта – это превращение Зеленограда в лучший велосипедный город России. Было предложено сделать в городе удобную разветвленную сеть велодорожек, которая служила бы не только для развлечения и отдыха, а превратилась бы в полноценные транспортные велосипедные магистрали, соединяющие места жительства с местами работы или учебы.

Таким образом, для части жителей велосипед стал бы основным средством транспорта. В настоящее время в рамках краудсорсингового проекта создана рабочая группа, которую возглавляет заместитель префекта О.Панин. В ее состав вошли и наиболее активные участники проекта. Мы опираемся на рекомендации тех людей, которым нужны эти велодорожки, которые ими пользуются, а не на мнение чиновников, которым удобнее провести их в том или ином месте.

Проект схемы дорожек уже подготовлен. И если раньше мы имели в городе 3-4 официальные велодорожки, то теперь в проекте предусмотрена целая сеть, охватывающая весь Зеленоград. Проект отдан на согласование в соответствующую проектную организацию для экспертизы и заключения. Когда он станет официальным документом, мы сможем планировать его финансирование.

– Зеленоград первым среди округов Москвы завершил создание системы многофункциональных центров по обслуживанию населения. Каков эффект от внедрения этой системы? Можете ли вы оценить качественные сдвиги в улучшении обслуживания жителей? Что необходимо сделать для ее усовершенствования? Планируется ли оказание каких-то новых услуг, хотя уже имеющихся более ста?

– Это известный социально значимый проект Москвы, который пока только в Зеленограде реализован полностью. Мы создали сеть многофункциональных центров, которая доступна населению всего города. Есть утвержденный перечень предоставляемых услуг, чтобы житель понимал, что он просит не то, что ему в данный момент хочется, а то, что действительно необходимо. Номенклатура услуг, предоставляемых многофункциональным центром, строго регламентирована.

За первое полугодие государственными услугами воспользовалось 172 тыс. человек. Практически они были востребованы каждой зеленоградской семьей. В день около 1300 человек приходят в многофункциональные центры за той или иной услугой. Но это не значит, что все проблемы решены.

Мы еще не в полной мере избавились от очередей в учреждениях, находящихся в ведении Федеральной миграционной службы, в частности, занимающихся выдачей загранпаспортов. ФМС заверила нас в том, что она расширит свои технические возможности, а площадей вполне достаточно.

В сложившейся на сегодняшний день ситуации хотелось бы пожелать зеленоградцам заблаговременно оформлять необходимые документы, не дожидаясь летнего времени, когда идет большой наплыв людей. Я сам получал паспорт зимой – посетителей практически не было. А в целом в корне этой проблемы чисто организационные вопросы, которые должна решить сама миграционная служба.

– Есть ли у Зеленограда успехи в области информатизации города?

– Все наши разработки и решения мы согласовываем с Департаментом информатизации Москвы. Сейчас идет тенденция стандартизации информационных разработок, их унификации для всех округов. В контексте этого наши решения должны быть унифицированы с московскими разработками, на которые были затрачены немалые средства. Хотя, надо отметить, на основе собственных разработок и решений наш округ выглядел среди других весьма внушительно.

В текущем году мы в полном объеме перешли на электронный документооборот. То есть у чиновников уже не стало привычной груды бумаг. Система электронного документооборота связала управы, префектуры, мэрию, государственные бюджетные учреждения. Вопросы стали решаться более оперативно, без бумажной волокиты. Этой системой можно пользоваться в любое время дня и ночи и не только непосредственно на рабочем месте, но и с любого удаленного компьютера, что очень удобно.

Для обратной связи с жителями мы активно используем и официальный сайт префектуры. Любой житель, обратившись к нам через сайт, оперативно получает официальный ответ. Это уже давно отработанная и отлаженная система.

– Имущественно-земельная аренда – один из источников пополнения казны. Но повышение ее стоимости привело к значительным трудностям в среде малого и среднего бизнеса. Чем закончилось обращение зеленоградских предпринимателей к Правительству Москвы по поводу повышения стоимости аренды?

– Правительство Москвы и ее мэр Сергей Семенович Собянин услышали зеленоградских предпринимателей. Объективно повышение арендной платы ударило по зеленоградскому малому и среднему бизнесу сильнее, чем в целом по Москве. Этому есть свое экономическое объяснение. Сказалась удаленность от Москвы, а также то, что доля площадей, арендуемых малыми предприятиями у города, составляет 40% от всех арендуемых площадей в Зеленограде (в Москве этот показатель – около 10%).

На сегодняшний день в целях урегулирования этой ситуации действует общественный совет, где предприниматели консолидируют свое мнение по данной проблеме. По решению Правительства Москвы был установлен мораторий на изменение арендной платы. Для малых предприятий сегодня она составляет 3,5 тыс. руб. за квадратный метр площади в год, и она не будет меняться до конца 2013 г.

Была создана и система индивидуальной оценки предприятий. Если они входят в категорию социально значимого бизнеса – медицина, образование и т. д., то им эта льгота продляется. Благодаря позиции мэра и Правительства Москвы отчасти удалось снять напряженность, хотя в известной степени она еще сохраняется. Продолжаются конструктивные переговоры с Департаментом имущества со стороны сообщества предпринимателей.

– Какова динамика развития предпринимательства в Зеленограде? Наблюдается ли рост производства и развитие действующих предприятий? Увеличивается ли численность вновь открываемых? Сколько в городе предприятий малого бизнеса? Сколько из них успешных и в каких отраслях?

–  Резкого скачка численности предприятий малого и среднего бизнеса за последний год в Зеленограде не наблюдалось. На сегодняшний день их общая численность составляет 5200. Из них около 30% занимаются производством и научно-техническими разработками. Около 40% – это сфера торговли и услуг. Остальные занимаются различными видами деятельности, востребованными у жителей.

Как это ни покажется странным, но сегодня в лучшей ситуации оказались предприятия, которые занимаются производством, в том числе и высокотехнологичным. Потому что эти предприятия, как правило, не располагаются на государственных площадях. Для этого используются либо собственные площади, либо действующего крупного предприятия. Их не коснулось увеличение стоимости аренды и земли.

К тому же государственная программа поддержки хайтековских предприятий уже приносит плоды. А что касается предприятий, работающих в сфере услуг и арендующих помещения –

у них наблюдается спад. Многим приходится переориентировать бизнес, а это болезненный процесс, связанный с увольнением или переобучением людей, перепрофилированием предприятий, изменением их целевого назначения, но в текущей ситуации это неизбежно.

– Изначально Зеленоград задумывался как центр легкой промышленности. Здесь даже была Школа швейников на месте ОАО ЦКБ «Дейтон» и компании НТ-МДТ. Впоследствии город стал центром микроэлектроники. В 1990-е гг. планировалось сделать упор на развитие малого бизнеса, чтобы избежать участи «спального района». Сегодня вновь – на микроэлектронику, ОЭЗ, кластер. А каков ваш прогноз на ближайшие 10-20 лет? В какой степени сбываются прогнозы?

– Прогнозы сбываются на 100 процентов. 55 лет назад Зеленоград был спрогнозирован как центр микроэлектроники, и этот прогноз сбылся. Наш город как был, так и остается ее центром, несмотря на тяжелые последствия 90-х годов. Правда, нам очень хотелось бы, чтобы сегодня этот центр был мощнее, с более внушительным объемом выпускаемой продукции, с более высоким ее рейтингом на мировых рынках. И по генплану, который утвержден на 25 лет, все тоже воплощается. Потому что план, в отличие от прогноза, надо выполнять. И мы его выполняем, а в будущее смотрим с оптимизмом.

Т.РОМАНОВА,

фото А.Евсеева

Рубрика: Люди

Комментарии (1):

  • 27.01.2014 16:09 Виктория Политкина

    Это специально сделано? Или просто фонтан замерз?)

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Can not find 'home_schedule' template with page '' Can not find 'home_jobs' template with page '' Can not find 'home_estate' template with page ''
Can not find 'home_contests' template with page ''