Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 29 марта 2024 г 14:17

Интервью

12 Фев 2014
Просмотров: 1533
Автор: Беседовал священник Леонид Клюшин

Многодетность как стиль жизни

Максим и Настя Тереховы – отец и мать большой многодетной семьи: они воспитывают восьмерых детей. В наше время это  явление редкое и необычное. Думаю, что читателям нашей газеты будет интересно познакомиться с этими людьми, тем более что среди забот о большом семействе они находят время и для творчества – Максим пишет стихи.

О. Леонид: В начале супружеской жизни многие молодые люди часто делятся друг с другом планами о том, какой бы они хотели видеть свою семью, сколько они хотели бы иметь детей. Порой их мнения не совпадают. А как было в вашем случае, Максим и Настя?

Максим: У нас всё было очень непросто. Наш первый ребенок погиб в утробе, потом Господь долго не давал нам детей, вероятно, потому, что тогда наша семья еще не была по-настоящему православной, а я даже не был крещен. Поэтому для нас жизнь каждого ребенка изначально была очень и очень дорога. Четыре года мы ждали своего первенца, за это время  успели прийти к Православию, я окрестился, и мы повенчались. В итоге, когда мы отмечали годовщину нашего венчания, нашему первому сыну было уже два месяца.

О. Леонид: Известно, что в России до революции многодетность  была нормой семейной жизни. Большими были как крестьянские, так и дворянские семьи. Как вы думаете, что произошло с нашим народом, почему отец и мать не хотят становиться многодетными, а порой молодые люди и вовсе не желают быть родителями?

 Максим: Мне кажется, основная причина в том, что женщину заставили работать наравне с мужчиной, обеспечивать семью, заниматься карьерой, выполнять производственные задания. В этом случае действительно рождение детей отходит на второй план, и до недавнего времени женщин, у которых не было помощников в воспитании детей, например, бабушек, вынуждали сдавать своих малышей в ясли и выходить на работу. Потом ребенка воспитывали чужие тети в детском саду, потом – школа и улица. В итоге дети, которые прошли такую «школу жизни», уже не представляют, как справляться с собственными детьми.

О. Леонид: Но ведь в старой России женщина тоже не была освобождена от работы. Если это была крестьянская семья, то  все равно приходилось работать в поле или на огороде, кормить семью, вести хозяйство, смотреть за домашними животными. В дворянских семьях, наверное, тоже были свои искушения. Если женщина была свободной от обязанностей следить за хозяйственными делами в своих имениях, то ради чадородия она должна была сознательно отказать себе в развлечениях и удовольствиях. Здесь надо сказать, что вынашивание и рождение ребенка – это процесс трудный и болезненный, в Евангелии говорится, что женщина испытывает скорбь. Тем не менее, семьи всё же в большинстве своем были многодетными.

Настя: По традиции, в любых семьях всегда были люди, готовые вместо мамы принять на себя часть забот о детках. В крестьянских семьях были бабушки, старшие сестры или незамужние тетки, посвящавшие себя заботе о племянниках, а у дворянских детей были кормилицы, няни, домашние педагоги. В наше же время старшее поколение старается либо жить своей жизнью, либо, наоборот, полностью подчинить себе, под видом помощи, всю семью и диктовать  свои условия, имея слабое представление о  том, что же нужно детям на самом деле.
Кроме того, сейчас нам пытаются навязать представление о том, что материальное благополучие, в случае появления в семье ребенка, резко пошатнется, и молодым родителям только и придется, что себя во всем ограничивать да во всем себе отказывать. А молодые люди сейчас очень этого боятся.

О. Леонид: То есть причиной малодетности является еще и социально-общественная установка на получение удовольствий и развлечений, которому дети могут только помешать.

Максим: Совершенно верно. Исчезла общественная и родительская поддержка родительства и детства.

О. Леонид: Воспитывать и рожать детей действительно очень нелегко. В наше время это является в какой-то мере даже подвигом. Многочадие было ли для вас идеалом семейной жизни, к которому вы сознательно стремились?

Настя: В нашем случае всё было гораздо проще: Господь деток давал, а мы подхватывали. Каждый раз, когда оказывалось, что мы снова кого-то ждем, конечно, сомнений не было, – раз есть уже новая душа, мы должны сделать всё возможное, чтобы она осталась жить с нами.

О. Леонид: Дети – это благословение Божие. 
 И все же хотелось бы задать вам вопрос иного уровня. Каждая семья вправе самостоятельно решать, сколько родить деток. Пускаясь в дальнейшие рассуждения, не буду бояться высокопарных слов. Русскому народу надо заполнить те бескрайние просторы, которые даровал нам Бог, должна быть среда, в которой будет обеспечена преемственность тысячелетней культуры, и самое главное – это сохранение православной веры. Православная Церковь – это собрание верующих людей. В связи с вышесказанным, многодетность является ли признаком любви к Отечеству, к родной культуре, к православной вере?

Максим: Да, конечно, мы это разделяем, мы понимаем, что происходящее с нами, – это не только наш частный случай. Однако детей нужно не только родить, но и правильно воспитать, что само по себе достаточно непросто.

О. Леонид: Я с вами согласен.

Максим: Мне кажется, что говорить о том, что мы сделали благое дело, только лишь произведя на свет такое количество детей, мягко говоря, преждевременно. Мы можем лишь надеяться на спасение, но никак не можем быть в нем уверенными.

О. Леонид: Однажды я был невольным свидетелем такого диалога. Группа женщин, поздравляя свою сотрудницу со свадьбой, от души пожелала ей родить побольше детей, на что новобрачная ответила: «Вы что, с ума сошли?». Может быть, эти слова были произнесены неосознанно, эмоционально, но меня тогда поразило отношение к чадородию не как к добродетели, не как к благословению Божию.
В многодетной семье дети получают воспитание несколько отличное от того, которое получает единственный ребенок. Мне кажется, что они не так «зациклены» на материальных ценностях, на формальных сторонах жизни, что они больше расположены к  человеческим и духовным ценностям.

Максим: Думаю, что это и так, и не так. С одной стороны, дети учатся  считаться друг с другом, делиться, имеют возможность друг с другом общаться, но, с другой стороны, они видят, что некоторых вещей у них меньше, чем, скажем, у одноклассников, а сейчас в школе принято демонстрировать одноклассникам дорогие вещи, например, электронные игрушки. Мы нашим детям их дарим только на какие-то серьезные праздники, например, на именины – да и то не всё, что они просят.

О. Леонид: Но ведь такое положение дел несет в себе много положительного. Модные вещи развивают в человеке определенные страсти, и когда человек не имеет возможности приобретать их, у него нет повода для развития страстей.

Настя: Что касается страстей, мы в этом не раз убеждались. Например, один наш сын долго умолял нас подарить ему электронную игрушку, которая была у всех одноклассников. Мы ему с большим трудом сумели объяснить, какой вред она наносит, и, понаблюдав за одноклассниками, постоянно играющими в такие игрушки, он убедился, что ему это было бы совсем не нужно.

О. Леонид: Можно предположить, что атмосфера в многодетных семьях  более духовна. Человек привыкает к трудностям, привыкает терпеть лишения. Во взрослой жизни не все желания тотчас исполняются, и не каждое желание надо стремиться исполнить. Ребенок в такой семье более адекватен, он подготовлен к взрослой жизни. Семья – это малая Церковь, то есть территория спасения, то место, где человек соединяется  с Богом. В семье мы учимся терпению, смирению, жертвенности. Многодетная семья – это благоприятная среда для развития этих качеств?

Настя: Во всяком случае, это более благоприятная среда, чем  семья бездетная или с одним ребенком. Для нас с Максимом это точно спасительно. Дети нас воспитывают в духе жертвенности. Можем ли мы всех своих детей воспитать так, как следовало бы, – большой вопрос: они все очень разные. Не все одинаково могут любить, уступать, смиряться. Другим это дано в большей степени.  Но в большой компании эти качества все на виду, человек знает свое духовное несовершенство и у него меньше оснований считать  себя идеальным, чем у тех, кто просто не попадал в сложные ситуации. Поэтому всё же надеемся, что с Божией помощью наши дети смогут стать хорошими людьми.

О. Леонид: Как вы отнесетесь к такому высказыванию: «Чем больше детей – тем больше отец; чем больше детей – тем больше мать»? Это означает, что заложенные в каждом мужчине отцовские качества тем больше развиваются, чем больше у него появляется детей. Так же, как и заложенный от природы в женщине инстинкт материнства полнее раскрывается с каждым последующим ребенком.

Настя: Видимо, так. Правда, очень редко случаются исключения из этого правила, когда одаренные Господом огромным родительским талантом люди могут реализовать свой родительский талант и на одном ребенке. Например, родители святителя Николая и  святителя Иоанна Златоуста.

О. Леонид: А что скажет Максим по поводу отцовства? Ведь  чувствуешь себя по-разному, когда отвечаешь за одного или нескольких детей. Когда ребенок один, прокормить его и одеть не составляет большой проблемы, а когда детей много и тебя ждут восемь человек, то жизнь становится другой.

Максим: Конечно, это так. Когда детей много, то на многие годы знаешь, что ты должен делать в жизни. Задача поставлена – и ты должен ее решить.

О. Леонид: Есть ли любимчики в семье?

Настя: Есть дети, с которыми контакт ближе, потому что кого-то мы понимаем лучше, кого-то труднее, а у кого-то очень тяжелый характер. Кто-то порой нас неожиданно расстроит. Но это не значит, что кто-то любимчик, а кто-то нет. Душа болит за всех. Как с пальцами: их десять, но любой поранишь  –  больно будет.

Максим: Преимущество большой семьи еще и в том, что из-за одного в школу вызовут, а зато другой на соревнованиях победил. Как в песне: «Раз-два, горе не беда!»

Настя: Наш самый большой шалопай больше всех радуется успехам братьев и сестер, гордится ими. И нам это очень важно: будь у нас такой сын единственным, ни за что бы мы с ним не справились. А тут все-таки пример других детей очень помогает. Так что в чем-то и легче, когда семья – это целое сообщество. С Божией помощью всё лучше.

О. Леонид: Максим, как ты начал писать стихи?

Максим: Первое стихотворение я написал в начальной школе. Оно носило описательный характер мира вокруг меня. Я в рифму написал о своих занятиях, игрушках и окружающих меня людях. Потом в старших классах мы соревновались с друзьями, кто лучше напишет песню. В то время  барды были очень популярны, и мы все пытались как-то освоить гитару. Потом в институте писал стихи и пытался опубликовать их в различных журналах. Мне вежливо отвечали, что талант у меня есть, но для публикации ещё нужно бы подучиться. Приглашали в различные литературные кружки. И я надолго перестал писать. Потом пошли дети, и про каждого ребёнка складывались небольшие стихотворения. Это как вешки такие по жизни. И, наконец, когда я стал руководить театром «Возглас» при  воскресной школе храма святителя Николая, то нáвык излагать свои мысли в стихах оказался очень востребован. Я стал писать литературно-музыкальные композиции и спектакли в стихах. Иногда я представлял себе глаза тех зрителей, которые будут это смотреть.
Сейчас я не являюсь руководителем театра, и основными моими слушателями являются дети и друзья семьи.


Издание: Газета "Глас Солнечногорья"

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь