Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 28 марта 2024 г 19:24

Статьи

03 Июл 2015 11:37
Просмотров:
Автор: Т. Сидорова Фото: А. Евсеев

Спектакль-потрясение

Спектакль-потрясение

– А у нас папа скульптор был, и всей семьей мы ждали настоящего большого заказа.

И вдруг новость – папе доверили лепить статую маршала Тухачевского! Этого народного любимца! Этого красавца! Работа заняла много времени, нечего и говорить, как мы все переживали. Ответственность-то какая!

И вот в назначенный срок папа представил комиссии свою работу. Волнуемся все, настроение приподнятое. Комиссия отнеслась к бронзовому бюсту одобрительно, был подписан акт о госприемке. И тут же на глазах у ошеломленного автора его работу стали со всей силы уродовать молотками, превратив произведение искусства в металлолом. Разбили даже опоку, в которой делалась отливка из металла. У мамы, свидетельницы бессонных ночей отца, рука тогда не поднялась выбросить осколки. А на следующий день из газет мы узнали, что маршал-то – враг!

Прошло еще какое-то время, мы остались без папы, некому было нас защитить и накормить, когда в дом постучалась война. Особенно голодная, студеная и страшная была зима 42-го года. Не то что бродячих животных на улицах не осталось – столярный клей люди ели!

И тут мама вспомнила про статую Тухачевского! Тогда для отливки применяли не только земляные, глиняные, но и опоки из твердого желатина. Превозмогая слабость, мама стала искать. И через несколько дней на дне бочек с мраморной крошкой обнаружила осколки от фигуры Тухачевского. Так маршал спас нашу семью от голодной смерти спустя несколько лет после собственной гибели…

Этот простой, но переворачивающий душу рассказ прозвучал на вечере-спектакле в нашем «Ведогоне». Обстановка располагала говорить и слушать. На втором этаже нового помещения театрального центра разместился огромный стол со старым патефоном, музейными реликвиями войны, свечами, фотокарточками военных лет, поминальным стаканом. На стенах –военная хроника, задник небольшой сцены – экран для фото- и кинокадров.

А большая сцена здесь и не нужна, потому что актеры (и полюбившиеся нам за прошедшие годы, и восходящие звездочки) сидели за общим столом со зрителями, прямо среди них. Да и не актеры это были вовсе, а жители деревень и сел наших мест, из того времени, когда здесь и Зеленограда-то никакого еще не было. А вот деревня Матушкино была, и станция Крюково была, и Дунькин пруд был, а где сейчас кинотеатр «Электрон» – в войну дрова были, много дров…

Актеры (они же реальные жители) обыденно, без пафоса и рыданий, а даже с улыбкой, по-простецки рассказывают тем, кто сейчас здесь живет, о том, что раньше на этой земле было. И как каждый из них о начале войны узнал и в какой момент своей жизни о Победе услышал. Чем проще и незатейливее рассказ, тем сильнее волнение зрителя.

И это правильно, когда слезы текут не у актеров, а у нас, причем «легкие» слезы, которых не замечаешь, а потом только удивляешься, почему это щеки мокрые. А весь секрет Победы, может, и не в тактике со стратегией, а именно в этом восприятии советскими людьми действительности? В их суровой готовности все пережить без жалоб и нытья, но Родины не cдать. И через несколько десятков лет – простить врага.

А как сейчас, совсем по-иному воспринимаются слова паренька, который «по гроб будет поминать украинца», обучавшего его великой осторожности на войне и тем сохранившего ему жизнь. Да, тогда мы, народы-братья, спасали другу друга.

Откуда же взялся этот первоклассный сценический материал и столь простое, на первый взгляд, но столь содержательно «работающее» театральное решение? Сценарий появился благодаря трем замечательным женщинам: Татьяне Визбул, которая согласно своему долгу хранителя истории Зеленограда бережно сохранила и отобрала все первоисточники, а также Елене Шкурпело и Татьяне Шаликовой, которые терпеливо доработали материал, превратив его в полноценный театральный сценарий.

Ну, а когда давняя идея маэстро Павла Курочкина обрела конкретное содержание, ему оставалось только заняться своим самым любимым делом из всего многообразия забот худрука – постановкой спектакля, который, нет сомнений, удался. Причем совсем он не тяжелый, как может показаться из-за военной тематики. Есть в нем и музыка, и песни, и романсы, что так хорошо получаются у «ведогоньцев».

Веришь каждому артисту, каждому слову. Да и ни один писатель не придумает того, что на самом деле с нашими людьми в жизни происходило. И не скучно такую сложную тему смотреть, потому что действие разворачивается по нарастающей, динамично, с мощной кодой в конце…

– А я на Курской дуге на рассвете перед боем Богородицу видел! Сначала думал: врет мне земляк мой, привиделось ему в тумане. Выглядываю – действительно, женщина на поле возле убитого сидит и плачет. Многие наши ее видели, все из окопов выглядывают, словно страх потеряли, но немецкие снайперы молчали, немцы тоже смотрели на женщину. Потом заволокло все белым туманом, а женщина встала и пошла в нашу сторону, тут только заметил я, что она раза в два выше простого человека. «Матерь Божия!» – вскрикнул кто-то и перекрестился. А Богородица подошла и поклонилась в сторону русских воинов. Потом опять как туманом окутало и пропало все. Значит, за нами Победа будет! – единодушно решили все. И погнали немца назад, до самого Берлина погнали!

Рубрика: Культура
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь