Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 19 апреля 2024 г 01:20

Статьи

28 Янв 2014 10:51
Просмотров:
Автор: Т.ПИРОГОВА

«Путешествие во времени» с Людмилой Анненковой

«Путешествие во времени» с Людмилой Анненковой

Тысячи москвичей каждый день видят многофигурные композиции, созданные руками мастера в технике горячей эмали. Среди них «1812 год» и «Декабристы», украшающие станцию метро «Отрадное». Эти работы поистине уникальны, ибо увидеть что-либо подобное в России практически невозможно. На счету Людмилы Анненковой десятки персональных выставок в России и за рубежом (Австрия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Чехия, Япония). После продолжительного тура по России художница завершает свой юбилейный год масштабной экспозицией в Выставочном зале «Зеленоград», в городе, который стал для нее родным.

Тонкая филигранность рисунка, праздничное разноцветие красок… При первом взгляде на творения Анненковой не скажешь, что эти произведения нелегко давались автору. Работа художника всегда сопряжена с мучительными пробами колорита, композиции, поисками темы. Но в данном случае под словом «нелегко» имеется в виду совершенно иное.

Людмила Юрьевна посвятила свою жизнь очень необычному виду художественного творчес-тва – технике горячей эмали, которая требует большой отдачи, в т.ч. и физической. До сих пор казалось, что женщине это «не под силу». Создание перегородчатой эмали, – финифти, как ее называли раньше на Руси, – требует мужской руки. Каждая работа сопряжена со сложной прорисовкой, оплавкой, жаром печи. Мастерская Людмилы Юрьевны – это настоящая кузница. Там есть не только кисти, но и тиски, и молот с наковальней. Художников такого профиля немного как в России, так и в мире, а мастеров-эмальеров такого уровня – единицы.

Эмаль Анненковой хорошо известна и востребована во всем мире. Ее произведения пытались купить самые престижные музеи Европы и Америки. По словам Людмилы Юрьевны, сложнее всего было отказать Лувру. Увидев серию «Испания», специалисты музея решили, что без этой композиции они Россию не покинут. Но Людмила Юрьевна удержала позиции. Расчетливые французы никак не хотели понять причины отказа. А она проста: продать свою работу для художника Анненковой – все равно, что потерять собственного ребенка. Как это – взять и удалить из уникальной коллекции «Испанию»? Нет, невозможно!

Благодаря этому в дни новогодних и рождественских каникул зеленоградцы получили возможность увидеть серию «Испания» в Выставочном зале «Зеленоград». Спасибо мастеру, что большая часть коллекции остались в России. Возможность путешествовать и посещать музеи есть далеко не у всех, и мы бы очень нескоро поняли, что потеряли!

– Я знакома с Людмилой Юрьевной давно и всегда восхищаюсь ее талантом, – говорит художник по костюмам Оксана Ежова. – Наше знакомство не было случайным. Я уже знала, что есть такой художник в Зеленограде. И нас познакомили.

Понимаете, нам кажется, что художник мирового уровня должен быть где-то там, далеко: в Париже, Нью-Йорке. И то, что мастер мирового масштаба живет и работает в Зеленограде, рядом с нами – это большая удача для нас. Я стараюсь попасть на каждую выставку, потому что всегда знаю, что буду восхищена новыми работами, свежими темами.

Иной раз даже представить нельзя, что тот или иной образ может стать предметом искусства, а у Людмилы Юрьевны это получается легко и непринужденно. На выставке невозможно пройти мимо серии «Блошиный рынок». Я краем глаза наблюдала, как это создается: из мельчайших деталей, а это такой кропотливый труд. И то, что женщина может со всем этим справиться и сделать образ невесомым на картине, дорогого стоит.

Многие земляки признаются Людмиле Юрьевне в уважении к ее таланту. На открытии очень камерной выставки никого не удивило появление префекта округа Анатолия Смирнова, выступившего с теплыми и искренними словами о творчестве мастера и о женщине, сумевшей в сложных условиях и личной, и творческой судьбы идти вперед, не поддаваясь обстоятельствам.

Считалось, что эмаль может быть востребована только при создании ювелирных украшений. Развитие, совершенствование одного из древнейших видов искусства выразилось в смелом подходе Людмилы Анненковой к созданию монументальных полотен в стиле перегородчатой эмали. Каждая из ее работ – живописное панно, но не в масляных красках на холсте, а в блеске застывшего цветного стекла, во всех оттенках отражающего мироощущение и миропонимание художника.

Людмила Анненкова передает секреты мастерства молодежи. Она собирает и бережно хранит все сведения и тайны по технике эмали. И не только перегородчатой. В России была еще одна мастер-эмальер! Методом выемчатой эмали работала княгиня Тенишева.

Выяснить судьбу ее творений – такую задачу поставила перед собой Людмила Юрьевна. Мы надеемся, что эта цель будет достигнута. По ее словам, следы утраченной коллекции княгини удалось обнаружить в Германии и частично во Франции. В минувшем году исполнилось 155 лет со дня рождения княгини, но, к сожалению, в художественном сообществе России юбилей Марии Тенишевой прошел незаметно.

Свое искусство Людмила Юрьевна не стала, как мастера в старину, прятать и хранить свои тайны от посторонних глаз. Много лет в зеленоградском Дворце творчества она обучает навыкам эмали учеников. Это можно назвать настоящим подвижничеством.

– Думаю, что учитель я строгий, – говорит Людмила Анненкова. – Я воспитываю своих учеников, как в свое время воспитывали меня, – в строгости, и считаю это правильным. Я их никогда не оставлю. И тех, кто хочет поступать, обязательно дотяну до вуза.

То, что учение – это нелегкий труд, знает каждый из ее воспитанников. Далеко не все выдерживают. Остаются лишь самые выносливые и преданные искусству, проверенные огнем в буквальном смысле.

– Я занимаюсь у Людмилы Юрьевны уже третий год, – говорит Саша Уткина. – На занятиях научилась в первую очередь терпению. Эмаль – это труд, который требует огромного терпения. Ведь на изготовление одной работы может уходить от одного дня до месяца, и не всегда все получается сразу. Сначала прорисовываешь то, что хочешь изобразить, затем нужно перенести рисунок на основу – медную пластину. Необходимо решить какой проволокой ты хочешь это выложить, какой линией, как представить образ, и только потом выкладываешь эмаль. А закрепляется все в печи.

Чем дальше, тем больше понимаешь, что нужно еще многому научиться. Мы стараемся не копировать Людмилу Юрьевну, но, наверное, что-то проскакивает. Мы же берем с ее работ пример.

Работы учеников мастера тоже интересны. Есть в них и самобытность, и свой стиль. Сама Анненкова благодарит за помощь в создании детского обучающего и созидательного проекта своих помощников, особенно Марию Чугунову, которая разделила с ней тяжесть планомерного кропотливого труда и работы с детьми.

Творчество художника, представленное на суд зеленоградцев, – подборка произведений, создаваемых не годами, а десятилетиями. В творческом багаже Людмилы Анненковой более 700 работ. Для их сохранения, конечно же, требуется свой музей эмали. И он будет создан. Но… не в Зеленограде, а в Коломне. Этот небольшой подмосковный город нашел возможность предоставить мастеру для ее коллекции особняк XIX века, где и будет размещен музей. Коломна выиграла конкурс по его организации. Жаль, что теперь при желании взглянуть на работы мастера зеленоградцам придется дожидаться ее редких выставок.

Рассказала Людмила Юрьевна и о дальнейших планах относительно своей коллекции:

– Я поняла, что в таком объеме она скоро не поместится нигде, поэтому разделила ее на 15 частей. Выбрала 15 музеев: в Вязьме, Рязани, Смоленске, Коломне, других городах России, где успешно прошли и получили резонанс серьезные выставки. Но я не старалась там особенно рекламироваться, рассчитывала, что мои работы смогут остаться в Зеленограде. В Рязанском музее есть отдел прикладного искусства, поэтому выставка там оказалась неким открытием для многих ценителей.

Застывающая эмаль в ее руках может быть и сдержанно-нежной, как в композиции «Прогулки с любимым», резко-гротескной, как цикл в «Испании», так и игриво-бытовой, как в «Блошином рынке».

Людмила Анненкова находится в постоянном творческом поиске. Мы желаем ей воплощения всех планов и ждем от нее новых ярких работ. Ведь каждое произведение Людмилы Анненковой дарит не только радость, но и открытие.

Рубрика: Культура
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме