Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 24 апреля 2024 г 21:59

Статьи

05 Апр 2019 10:44
Просмотров:

Кругосветка неугомонного Федора Конюхова

Кругосветка неугомонного Федора Конюхова

Мы продолжаем публикацию воспоминаний режиссера-документалиста, гендиректора АНО «Лаборатория Федора Конюхова» зеленоградца Владимира Зайцева о событии 20-летней давности – кругосветной парусной гонке одиночек «Around Alone». Впервые ее участниками стали россияне Виктор Языков и Федор Конюхов. Последний – не без помощи зеленоградцев.

Слова моего собеседника Виктора Языкова всколыхнули в памяти целую вереницу событий минувшего года, напрямую связанных с пресловутой гонкой.
Как-никак и я приложил руку к тому, чтобы очередная кругосветка неугомонного Федора Конюхова состоялась. Казалось бы, только вчера окончательно решился вопрос со спонсорами и проект стал реально осязаем, а уж двух лет напряженной жизни – как не бывало. Перевернута еще одна страница остросюжетной книги, где главным действующим лицом является некий бородатый тип, в котором современники никак не могут разобраться –
титан ли это, трудяга и подвижник, или прохиндей и авантюрист. Нормальный он или сумасшедший. Чего в нем больше – божьего или сатанинского.
Перед мысленным взором, как в ускоренном кино, начали прокручиваться один за другим эпизоды минувшей парусной эпопеи…
В конце июня 1998 года, на какое-то время перевоплотившись из путешественника в морехода, Федор Конюхов улетел, наконец, во Францию, в город Гавр, где его ожидала купленная там 18-метровая спортивная яхта с длинным названием «Современный Гуманитарный Университет». Именно этот университет приобрел яхту, в меру новую, в меру старую, успевшую уже походить вокруг Земли в международных гонках, и, по желанию Федора, запустил ее в очередную – «Around Alone». Став капитаном яхты, Федор автоматически возглавил уникальную плавучую лабораторию дистанционного обучения в экстремальных условиях и принял на себя обязательства
по исполнению соответствующей образовательной программы СГУ. Для отработки различных методов обучения на расстоянии яхту оснастили средствами спутниковой связи, компьютерами и специальными компьютерными
программами. Чтобы обеспечить регулярный прием и обработку поступающей с борта информации, создали экспедиционный штаб, который расположился в главном здании СГУ в Москве, у Павелецкого вокзала.
Параллельно Федор взялся за выполнение экологической программы, подготовленной для него зеленоградской компанией ГринХЭД совместно с ЮНЕПКОМом – российским национальным Исполнительным комитетом Программы ООН по окружающей среде.
Незадолго до старта, на торжественной встрече в здании московской мэрии по случаю Всемирного дня окружающей среды, Федору Конюхову, а заодно и мэру Юрию Лужкову были вручены премии ЮНЕП «Глобал-500» – за вклад в дело защиты природы. Вручал приехавший в нашу столицу генеральный директор ЮНЕП Клаус Тепфер. Там же мэр Москвы, оказавший моральную поддержку экспедиции на этапе подготовки, пожелал Федору удачи, новых удивительных свершений и скорого возвращения. Но денег не дал: дал лишь флаг в руки.
В дополнение к стягам СГУ, Москвы и России для водружения на борту путешественник получил, конечно же, и симпатичный голубой штандарт ЮНЕП. После ремонта приобретенной яхты Федор в компании с сыном Оскаром и известным французским гонщиком-яхтсменом Эриком Дюмоном совершил тренировочный переход через
Ла-Манш и Бискайский залив из Гавра в Ле-Сабль д’Олон, что на побережье Франции. Из-за сложных погодных условий и неожиданных отказов в системе балансировки яхты вместо запланированных двух дней пришлось идти
все четыре.
Короткая передышка на берегу позволила устранить неполадки, и 14 июля 1998 года путешественник, подняв огромный парус на 25-метровой мачте, под ободряющие крики многочисленных французов, пришедших проводить «удивительного русского», отправился через океан в Америку, в Чарльстон, штат Южная Каролина, к месту официального старта международной кругосветной гонки «одиночников» – «Around Alone».

Трансокеанский переход длиной не менее 2000 миль является обязательным квалификационным этапом, который каждый участник гонки «Around Alone» должен пройти в одиночку, чтобы получить допуск к старту.
У Федора за плечами – две кругосветки, причем одна полностью одиночная, в режиме «нон-стоп», но там он ни с кем не соревновался, и, следовательно, имеющиеся результаты по формальному признаку не могли быть зачтены.Бискайский залив никогда не отличался спокойным нравом: штормы и ураганы тут отнюдь не редкость. Именно здесь за несколько лет до этого трагически оборвалась жизнь нашего соотечественника и приятеля Федора – Евгения Смургиса, первым в мире рискнувшего совершить кругосветное плавание на весельной лодке и проделавшего на ней путь от заполярного Тикси до середины Бискайского побережья (эта лодка находится сейчас в музее французского городка Ла-Трамблад).
Вот и на этот раз налетевший циклон вынудил Федора сразу же уйти подальше в океан. Сопротивляясь штормовым ветрам и двигаясь на запад, он дошел до Азорских островов. К сожалению, вновь начались проблемы. На борту отказало штатное фирменное оборудование: волной сорвало двигатель, испортился дизель-генератор, закапризничал «авторулевой», перестала функционировать спутниковая связь. Федор принял решение повернуть назад, и 24 июля, через 10 дней борьбы с океаном, благополучно ошвартовался у причала ЭКСПО-98 в Лиссабоне, где его с удовольствием встретили организаторы этой Всемирной выставки – ведь яхта с установленными на
ней опытными образцами новейших отечественных приборов вполне могла стать еще одним, плавучим павильоном российской экспозиции. Тепло приветствовали путешественника команды стоявших в гавани наших парусников «Крузенштерн» и «Мир» – победителей первого этапа международной регаты «Cutty Sark Tall Ship Races». Подошел пожать руку и пожелать удачи специально зашедший в Лиссабон для встречи с Федором еще один необычный мореплаватель – Григорий Попов из Ростова-на-Дону, рискнувший совершить переход вокруг Европы на парусной доске и уже одолевший к тому моменту более половины всего расстояния! 
На ремонт ушла неделя, после чего 2 августа Федор Конюхов вновь покинул берег. И вновь его подкараулил шторм, и опять полетело хваленое западное оборудование. Вот уж досталось французам по первое число! К чести изготовителей отечественной аппаратуры, установленной на борту, – в адрес наших приборов (таких как зеленоградские радиолокационные эхо-ответчики, солнечные батареи и др.) у морехода других слов, кроме слов благодарности, не нашлось.
После первых двух суток непрерывной болтанки среди огромных волн и сильнейшего ветра, без сна и возможности принять горячую пищу, в противостоянии яростным атакам соленых потоков, заливающих
сверху капитанский кокпит, Федор достиг острова Мадейра и, обрадованный неожиданно наступившим штилем, прежде чем упасть в желанном забытьи, позвонил через спутник в Москву: «Шторм прошел. По океану бегут маленькие барашки. Встает солнце. Красота!» А что еще можно было услышать в этот момент от странствующего по волнам художника? 
Как-то рано утром у меня дома заверещал телефон. Беру трубку.
– Алло, Володя? Это Федор Конюхов. Я из океана, обхожу с юга Азорские острова. 
Перед глазами моментально возник образ худощавого человека, мокрого, в рясоподобном черном штормовом плаще, только что пережившего очередной шквальный натиск Атлантики, одной рукой удерживающего штурвал, а другой прижимающего к бороде спутниковый телефонный аппарат. Незримая ниточка протянулась в этот миг между его рубкой и моей московской квартирой, связав яхту – песчинку в безбрежном океане – с твердой землей, с
уже полуреальным для ее капитана внешним миром, где все совершенно не так.
Этот мир, неимоверно далекий для скитальца, но такой близкий и понятный для большинства из нас, всегда нуждался в личностях, способных на отчаянно-дерзкие, неординарные поступки. Поэтому, уже в который раз, Федор в океане.
И вновь один. Несладко ему там – скорее, солоно. Череда напряженных дней и бессонных ночей в единоборстве со стихией, беспрерывная качка, свист ветра, треск рвущихся парусов и грохот наваливающихся на корму волн – нелегок хлеб путешественника! И не завидна его слава. Однако парусный марафон, на подготовку которого ушло
столько сил, энергии и нервов, все-таки продолжается – наперекор бурям и обстоятельствам. И это главное!
– Алло, Федя? Мы тебя не забываем и молимся за тебя!..

Владимир ЗАЙЦЕВ

Рубрика: Общество
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме