Дать рекламу
Регистрация Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
+7 499 735-22-71
сегодня: 18 апреля 2024 г 18:10

Статьи

08 Июн 2015 19:03
Просмотров:
Автор: А. Новолодская

Иван Пороскун - отважный и умный танкист

Иван Пороскун - отважный и умный танкист

Иван Семёнович Пороскун

Полковник Иван Семёнович Пороскун, человек весьма известный в нашем Солнечногорске. О нём у нас много писали, часто он выступает перед школьниками и военнослужащими. Слушать его настолько интересно, что забываешь про время. Несмотря на то, что он прошёл всю войну, участвовал во многих сражениях, в т. ч. в крупнейшем танковом - на Курской Дуге, освобождал Украину, Прибалтику, Польшу и Германию, был дважды ранен, я хочу рассказать только о трёх его боях.

Первый бой стал для украинца Ивана Пороскуна боевым крещением, а в последующих - он проявил себя как умный и отважный командир. Что помогало выживать в страшных «мясорубках» не только ему и его экипажам, но и блестяще выполнять боевые задачи. За что Иван Семёнович был награждён двумя орденами Отечественной Войны 1 степени, тремя орденами Красной Звезды, одной медалью «За отвагу» и одной - «За боевые заслуги».

Зимой 42-го в районе Великих Лук (Псковская область) шли ожесточённые бои, немцы пытались занять город и направляли туда все новые резервы. Танковая рота, в которой служил младший лейтенант Пороскун, получила приказ отразить наступление противника. Рота двигалась колонами, затем развернулась в боевую линию, перешла передний край обороны, после чего каждый танк наступал в своём направлении. В прицеле «тридцать четвёрки» командира Пороскуна вдруг появились две 88-мм противотанковые пушки немцев. Расстояние всего каких-то 200-300 метров! И для танкистов и для расчётов орудий такая встреча была неожиданна - и те, и другие прятались в складках местности. Реакция командира танка была быстрее. Первое орудие было уничтожено первым же выстрелом, а второе вместе с расчётом — гусеницами танка. Однако ликование экипажа было недолгим. «Тут же наша машина получает пробоину в правый борт от другого немецкого орудия, которое нам не видно. Радист-пулемётчик, сидящий справа, чудом остаётся невредим. Мехвод ранен в руку, а заряжающий, который справа в башне, получает ранение ног. Следом за этим — удар и пробоина слева в башне, где нахожусь я, - чувствую, ранен в поясницу», - говорит Иван Семёнович. Танк с тремя ранеными на борту выходит из боя и едва добирается до базы. 

Второй бой весьма удивительный. Он происходит в июле 43-го на Курской Дуге, когда наши войска перешли в контрнаступление. Экипаж танка Пороскуна получает приказ перерезать железнодорожный путь Орёл-Мценск, по которому гоняли немецкие бронепоезда, обстреливающие наши позиции. С помощью тросов танк разрывает рельсы, но встречается с немецким бронепоездом и укрывается в лесополосе. Экипаж Пороскуна теряет время и отстаёт от своей роты. Тут же в небе появляется немецкий «Фокке-Вульф». «Ну, всё, думаю, теперь эта «рама» приведёт за собой штурмовиков! И точно, вскоре налетают «хенкели». Уходить от них к своей роте мы не можем, чтобы не выдать её месторасположение. А стоим посреди ровного поля, и спрятаться некуда. Решаю — принять удар на себя. Высовываюсь в люк, смотрю на небо и говорю мехводу завести машину и ждать моего сигнала», - вспоминает полковник. - «Я смотрел как они пикируют и куда падает бомба, а механик по моей команде двигался вперёд или назад. Так мы уворачивались от бомб, пока у фашистов они не закончились». Нагнав свою роту, экипаж Пороскуна с удивлением узнал, что их считали погибшими, а атаковало их танк более 10 (!) самолётов противника!

Третий бой. Он происходил в марте 45 года неподалёку от немецкого города Оппель (да, да, того самого, где делают «оппели»). В танковом корпусе, где служил Пороскун, к тому времени осталось только три танка, - корпус ещё не успел пополнится новыми машинами после боёв. Лейтенант Пороскун получает приказ, командуя оставшимися танками, поддержать пехоту, которая залегла под шквальным огнём противника у одного фольварка — немецкого села. Танки выдвигаются и примерно за километр от окраины фольварка подвергаются обстрелу 88-мм немецких орудий, «грозы советских танков». Все три танка разом подбиты. «Наш экипаж цел. Велю своим покинуть машину, иначе следующий выстрел будет для нас смертельным. Незаметно выбираемся из танка, осматриваю машину — подбита гусеница, из-за чего танк развернуло к немцам исправной левой стороной. Немцы, видя, что танки неподвижны, прекращают стрельбу. Хорошо, у нас с собой были запасные траки, их мы и поставили, незаметно от немцев!» И тут в стане противника начинается какое-то движение. - Привезли обед! Немцы окончательно потеряли бдительность. Пороскун осторожно разворачивает башню танка и через прицел видит 2 орудия, которые тут же уничтожает выстрелами из пушки, а заодно и тягач. Начинает движение. Наша пехота, залёгшая в 300 метрах от немцев, воодушевляется при виде «ожившей» «тридцатьчетвёрки» и с криком «Ура!» подымается в атаку. Немцы в панике бегут, а впереди них на всех парах летят 2 их танка, побоявшихся вступить в бой.

А День Победы лейтенант Пороскун встретил в госпитале, куда попал после очередного боя уже со вторым ранением... 

Иван Пороскун


Рубрика: Общество

Версия для печати

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Новости по теме