сегодня: 25 апреля 2024 г 08:53

Статьи

21 Янв 2014 11:20 Автор: А. Щ.

IT-технологии, или зачем учиться айтишникам?

IT-технологии, или зачем учиться айтишникам?

То, что люди в возрасте всегда готовы попенять молодым, что те живут как-то не так – не ново, так уж издавна повелось. Но ведь еще совсем недавно молодежь (и мы в том числе) могла снискать себе разве что совсем другой упрек. Ничего-то им (т.е. нам) не интересно, ни к чему душой не прикипают, вялые какие-то, безынициативные.

И вдруг…

Оказалось, что пока мы потихонечку… ну, не молодеем, рядом с нами выросло совсем иное поколение молодых. Молодых, которых не нужно уговаривать: «…ну поработай ты за компьютером, будь человеком, поройся в Интернете!» Молодых, практически каждый (!) из которых  готов хоть и сбивчиво, но зажигательно объяснить, какой планшет лучше купить и почем, как сделать перепрошивку операционной системы iOS и многое другое. Проконсультировать, так сказать.

Хочется воскликнуть: так что же, все они специалисты? IT-специалисты? И стоило компьютерному «железу» упасть в цене до социально приемлемого уровня – и вот! Молодежь поменяла вектор жизненных устремлений?! От вялости – к задорному «драйву»? От глухого невежества – к активному владению знанием, которому и не во всяком-то институте научат?

Получается, что сам собой возник и успешно функционирует некий «народный университет». В котором исключительно при помощи самообразования и взаимного обучения  (мечта просветителей всех времен!) молодые люди становятся специалистами в одной из самых продвинутых сфер знания.

Согласитесь,  возникает уйма вопросов. И первый из них: в чем же именно, в какой сфере молодые люди, дружащие с компьютерами и гаджетами, становятся специалистами?

Технари или гуманитарии?

Ответ, казалось бы, очевиден. Поскольку прогресс IT целиком опирается на успехи естественных наук и соответствующих технических воплощений, видимо, есть все основания обозвать этих людей «технарями».

Тем более неожиданным было услышать мнение человека, занимающегося проектированием сложных систем. Как-то, обсуждая вопрос о привлечении к работам молодых «хакеров», он в сердцах сказал: «Да ведь они гуманитарии все, ваши айтишники!..». Притом сказал явно в уничижительном смысле. Признаться, было немного обидно. И за гуманитариев, и за айтишников.

И лишь гораздо позже стало понятно, что говорили мы, по сути, о разных вещах. Дело в том, что информационные технологии удивительно многолики. И «айтишниками» можно назвать совсем-совсем разных людей.

Во-первых, специалистов в области физики твердого тела. Для сомневающихся напомним, что российский физик Ж.Алферов получил Нобелевскую премию за исследования в области полупроводниковых гетероструктур, без которых сегодня не было бы засилья не только всевозможных планшетов, но даже и мобильников.

Во-вторых, инженеров, создателей компьютерного «железа». Это те, кто придал современным IT-устройствам их облик, знакомый каждому подростку.

В-третьих, программистов, обеспечивших (вместе с инженерами) функциональность этих устройств, опять же знакомую каждому подростку.

В-четвертых, художников-дизайнеров, использующих возможности информационных технологий в своей сугубо гуманитарной деятельности.

В-пятых, создателей социальных сетей и иных основанных на компьютерах социальных феноменов. Как правило, это полновесные коммерческие проекты.

В-шестых, в-седьмых, в-двадцатых… И наконец, в самых-самых последних – пользователей всего того, что было создано специалистами «во-первых», «во-вторых» и т. д. Просто пользователей. Просто пользователей «Одноклассников», «вКонтакте», «Фейсбуков» и т. п. Просто завсегдатаев чатов, форумов и т. д. Просто потребителей тех возможностей, которые представляют IT-технологии.

Так что, когда задумываешься об IT-технологиях и об «айтишниках», фантазия рисует картину огромной пирамиды, расширяющейся кверху. На все более расширяющихся «этажах» этой пирамиды находится место самым разным специалистам. И представителям естественных наук, и «технарям», и гуманитариям. Понятно, что обитатели более верхних этажей используют то, что наработано этажами ниже. В общем, фантасмагория в стиле Иеронима Босха.

А вот на самой «верхней палубе» этого корабля резвятся просто пользователи, просто потребители, свято верящие, что все это грандиозное сооружение возведено для того, чтобы каждый из них мог явить миру (да-да, всему миру!) некое свое послание. Есть ли оно, это послание? Скорее всего, послания еще нет, но уже есть возможность его переслать.

На заре развития информационных технологий (в конце 80-х годов прошлого уже столетия) был затеян совместный советско-английский проект. Было выбрано по одной общеобразовательной школе с той и с другой стороны, наладили возможность почти мгновенного обмена электронными письмами (тогда это было, что называется, очень круто). Первыми письмами школьники обменялись бойко (какая у вас погода, какие предметы в школе…). А затем школьники и их наставники надолго задумались. Канал связи есть, а занять его нечем! Ибо никакой совместной деятельности, позволяющей поддерживать диалог, у тех и у других школьников просто не было. А значит, и поговорить более не о чем.

Квалифицированные потребители

За последние годы нас пытались приучить к мысли, что цель нашего образования – плодить отнюдь не творцов, а неких «квалифицированных потребителей», которых не будет интересовать, как устроено то или иное техническое новшество. И тем более, как создать нечто подобное. Актуальным будет лишь вопрос, где «это» достать и как правильно «это» употреблять.

Вспомнилось, как один из виноделов, предваряя процедуру дегустации, заметил, что утонченно оценить винодельческую продукцию может лишь человек в возрасте. Ибо по наследству это не передается, а значит, приходит только с опытом. Внушительным. «А разве человек не может скопить такой опыт годам к двадцати?», – спросил кто-то из слушателей. «Сопьется», – грустно вздохнул винодел.

Наше время – это время реальных сверхвозможностей, по крайней мере, в области информационных технологий. Прогресс этих технологий очевиден, он шел у нас на глазах. А поскольку именно молодежь способна быстрее всех осваивать все новое, ей, как говорится, и карты в руки.

Только вот… Не спиться бы им, бедненьким. Фигурально говоря, разумеется.

Ведь пресыщение новыми возможностями, особенно при слабой образовательной базе, превратить молодого человека в «квалифицированного потребителя» может, а в специалиста – вряд ли.

Так что по большому счету информационные технологии – это лишь инструменты в умелых (или не очень) руках. И от того, какими технологиями владеет сам человек как творец, в конечном счете, зависит, использует ли он их во зло или во благо.

Рубрика: Общество
Издание: Журнал "Зеленоградский предприниматель"

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Can not find 'block_themenews' template with page '' Can not find 'home_estate' template with page ''
Can not find 'home_contests' template with page ''