сегодня: 28 марта 2024 г 16:44

Статьи

26 Окт 2018 14:11

Михаил ЭСКИНДАРОВ: Сегодня финансист без подготовки в сфере IT-технологий – просто ноль

Михаил ЭСКИНДАРОВ: Сегодня финансист без подготовки в сфере IT-технологий – просто ноль

Финансовый университет при правительстве России – одно из крупнейших высших учебных заведений страны. По всем образовательным программам в университете обучается около 47000 студентов. В разные годы его окончили министры финансов СССР и РСФСР, председатели Госбанка и Центробанка России, глава Пенсионного фонда страны Антон Дроздов, представители высших эшелонов государственной власти, крупные бизнесмены и многие другие. Ректор университета Михаил Эскиндаров работает в вузе более 40 лет, под его началом вуз отметит в будущем году 100-летний юбилей. Михаил Абдурахманович ответил на вопросы окружной газеты Зеленограда «41».

Образование и образованность

– В какой-то степени вам повезло в молодости: вы сразу нашли свой путь в жизни. Но кто вам помог его выбрать в славном ауле Бесленей, в КарачаевоЧеркессии?

– Аул действительно славный. В частности, в 1942-м году обоз детей, шедший в эвакуацию из блокадного Ленинграда, оказался в наших краях. А немцы уже были на подступах к аулу. Наши старейшины приняли решение их укрыть, хотя очень рисковали. Детей прятали в хлеву, сажей мазали волосы – в нашем ауле ведь блондинов нет. И сумели сохранить 32 ребенка, причем некоторые из них в ауле остались: не все знали, как их зовут, и кто их родители. Кто-то из спасенных детей впоследствии преподавал в нашей школе, некоторые и сейчас живут в ауле. А что касается того, кто мне помог выбрать путь в жизни, то это были книги. Чтение книг вообще было чуть ли не «здоровой болезнью» всей нашей семьи. Вот только в последнее время интернет эту «болезнь» несколько «подлечил», увы. Но, кроме того, хотелось поступить в лучший вуз страны – МГУ имени М.В. Ломоносова. О существовании Московского финансового института, гораздо позднее ставшего знаменитым Финансовым Университетом, я и не подозревал. Первый раз в МГУ мне поступить не удалось. А во второй, сидя на 22-м этаже университета, я увидел в газете маленькое объявление: «Московский финансовый институт объявляет прием». Причем были перечислены те же самые экзамены, что и при поступлении на экономический факультет МГУ. Так я стал московским студентом. И остаюсь в этом учебном заведении уже 47 лет, за исключением 4 лет, когда работал за рубежом, пройдя путь от коменданта общежития до ректора.

– Но почему именно экономический факультет вы выбрали?

– Есть легенда, придуманная не мной. Когда-то один из работников в ауле, председатель сельского совета, сказал: «Быть тебе великим бухгалтером». Я решил попробовать и выбрал смежную профессию.

– Если сравнить образование той поры и современное, в чем различие?

– У каждой эпохи свой взгляд на образование. Вспоминаю цитату, когда-то мне запомнившуюся: «Нынешнее поколение ужасно по содержанию. Они перестали учиться, уважать старших и любить свою историю». Можете себе представить: это было сказано три тысячи лет назад. Фундаментальное образование было лучше во времена моей молодости. «Кнопочное» образование, когда штудируешь «Википедию» в интернете и считаешь, что уже грамотный, никуда не годится. Надо искать способы защиты от того, чтобы цифровизация не повлияла на общий уровень подготовки. И чтобы, в результате, мы не превратились в роботов, исполняющих чьи-то приказы, в том числе умных машин. Независимо от времени, всегда есть хорошо подготовленные люди. Но есть немало и тех, кому образование, к сожалению, не нужно. Встречаются такие студенты и у нас в университете. Вспоминаю 80- е годы прошлого века, когда я был деканом одного из факультетов. У нас ходила злободневная шутка: «Сколько у вас студентов учится?». Ответ: «Примерно, половина». И некоторые современные студенты имели возможность поступить в университет, посчитав дело сделанным. Напрасно: в прошлом году мы, например, отчислили 4 процента обучающихся. Халтурить не разрешаем, у нас планка высокая. С другой стороны, я вам скажу, что подчас можно встретиться с переоценкой высшего образования, которая приводит к его девальвации. Еще несколько лет назад в России действовало порядка 1200 вузов и несколько тысяч их филиалов. Дошло до того, что один из выпускников университета мне говорил: «У нас уже в каждой станице по два института». Перестали обращать внимание на развитие колледжей, профессионально-технических училищ. А разве правильно, что люди с дипломами вузов работают охранниками или продавцами? Надо разделять понятия образования и образованности. Конечно, и сегодня пенсионер, пользующийся компьютером для оплаты коммунальных расходов или получения какой-то информации, должен быть образован с этой точки зрения. У меня 82-летний тесть прекрасно пользуется компьютером. Но высшее образование – это нечто другое.

Россия сильна единством

– К вам приходят юные абитуриенты. Как бы вы оценили уровень их подготовки – устраивает ли он вас?

– Конечно, не совсем устраивает, хотя к нам, как и в большинство ведущих вузов, приходят юноши и девушки, понимающие, что они могут учиться. Беспокоит математическая подготовка школьников. Очень плохое знание истории, в том числе истории собственной страны. Я вообще считаю, что предмет «обществознание» нужно заменить историей. Финансовая специальность, которой мы обучаем, – профессия не гуманитарная. Требуется умение анализировать, работать в команде, подать себя. В условиях рынка это очень важно. Если будущий специалист намерен участвовать в процессе конкуренции своей будущей фирмы с прочими компаниями, он обязан уметь конкурировать и сам, как специалист. Кстати сказать, мы подписали уже ряд соглашений с известными техническими вузами и уже реализуем совместную магистерскую программу, программу совместного дополнительного образования.

Сегодня в финансовой сфере все большее значение имеет использование финансовых технологий. Требуется владение новыми инструментами.

– Не жалуются ваши коллеги-преподаватели на трудности установления контакта с молодежью?

– Есть такая проблема в последние несколько лет. Понимаете, сейчас значительная часть нашего общества стремится перенять опыт отдельных зарубежных стран, идеологию индивидуализма: «я лучший, остальное меня не волнует, победитель только я». Не могу с этим согласиться. Россия всегда была сильна единством. Вспомните завершившийся этим летом чемпионат мира по футболу. Первая победа сборной России подняла, объединила людей. Я был на том матче, когда наша команда обыграла сборную Саудовской Аравии со счетом 5:0. Мы объединяемся вокруг общей победы или, не дай Бог, общего горя. Я не призываю к единому мировоззрению, конечно, но множество идеологий тоже не есть большой плюс.

Современные вузы должны укрупняться

– Вы стали ректором в 2006 году. С тех пор Финансовая Академия, ставшая Университетом, резко выросла, модернизировалась. Что вы поставили во главу угла?

– Наш институт должен был стать конкурентоспособным. Моновуз с узким числом направлений подготовки добиться этого не смог бы никогда. Сегодня век больших университетов, и это только первый этап. Вскоре появятся конгломераты вузов со множеством филиалов. Но для этого требуются финансы. Нужны немалые средства, например, чтобы пригласить достойных специалистов. Мы должны вести совместные программы, как с российскими, так и с западными вузами, что также недешево. Надо вести исследовательскую работу, что нереально в малых вузах. Этим мы и занимались в последние годы: концентрировали вокруг одного университета штаты, материальные ресурсы и, надеюсь, эффективно ими управляли. Развивали междисциплинарные связи. Потому что сегодня экономист не может существовать, например, без юриспруденции. Экономист-финансист без математической и технологической подготовки просто ноль. В крупном вузе осуществить такую подготовку возможно. Поэтому сегодня мы уже пытаемся объединиться с вузами, специализирующимися в сфере информационных технологий и т.п. – Быть может, в недалеком будущем следует вести подготовку сразу по двум специальностям, одна их которых в обязательном порядке связана с информационными технологиями? – А мы это понимаем. Инициативная группа людей, которую возглавляет проректор нашего университета, работает над проектом внесения изменений в «Закон об образовании», согласно которому студент смог бы получить сразу два диплома. Например, диплом Финансового университета и какого-либо технического вуза. Уже сейчас наш студент может получить два диплома, но второй из них – за рубежом. Он учится четыре года, потом уезжает в Англию, Францию, Испанию, поступает там в институт, где принимают изучавшиеся у нас дисциплины. Учится год, сдает экзамены по предметам, которые важны и для нас, и для них, получает диплом. Затем возвращается, доучивается два месяца, защищается и получает второй диплом. А внутри самой страны наш студент так сделать не может. Парадокс! Но главное, нужно вводить больше дисциплин, связанных с математикой, IT-технологиями и пр. Мы этим и занимаемся.

И министр, и банкир

– В уровне образования вашего вуза мы можем убедиться хотя бы по тому огромному количеству ваших выпускников, находящихся в высших эшелонах власти, сделавших огромные успехи в бизнесе. Кем становятся выпускники Финансового университета сейчас?

– 2 марта 2019 года мы будем отмечать 100-летие нашего вуза. Я в шутку говорю: университет готовит кого угодно, даже главного колдуна России. В начале 90-х годов прошлого века, находясь за рубежом, я увидел по телевизору выпускника самого модного тогда факультета международных экономических отношений вуза. И прочитал бегущую строку: главный колдун России такой-то. Конечно, мы готовим специалистов, в первую очередь, для работы в банках, страховых компаниях, прочих финансовых учреждениях. Мы занимаем второе место в стране после МГУ имени М. В. Ломоносова по числу выпускников, входящих в советы директоров крупнейших отечественных компаний. Немало наших выпускников в сфере государственного управления. Среди них – первый заместитель председателя правительства России Антон Силуанов. Среди выпускников – депутаты Госдумы, сенаторы, губернаторы регионов. Есть и олигархи – Михаил Прохоров, Андрей Бокарев и др.

– Михаил Абдурахманович, в заключение вопрос к вам как к финансисту: вы верите в российский рубль?

– Безусловно. Стоит ли нам отказаться от нефти? Зачем отказываться от того, что у нас есть? Напротив, ресурсы следует использовать эффективно, конечно, развивая и другие отрасли. Именно на этом будет основываться стабильный рубль. И я поддерживаю предложение президента – председателя правления ВТБ Андрея Костина, заявившего, что нам надо отходить от доллара. А вот к криптовалюте отношусь плохо. Нынешние деньги не перестали выполнять своих функций. Огромное количество криптовалюты приведет к хаосу, и никто не доказал, что их невозможно взломать. Не стоит призывать к бесконтрольности, согласны?

Владимир РАТМАНСКИЙ

Рубрика: Наука и образование
Издание: Окружная газета Зеленограда «41»

Комментарии (0):

Чтобы оставлять комментарии, сначала авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Can not find 'block_themenews' template with page '' Can not find 'home_estate' template with page ''
Can not find 'home_contests' template with page ''